УДК: 
37.018
Ян Сюэтин
аспирант, Российский Государственный университет имени А. Н. Косыгина, jiaxinli@mail.ru, Москва
Казакова Наталья Юрьевна
Доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, kazakova-nu@rguk.ru, Москва

Использование цвета в иллюстрированных книгах Сюна Ляна в рамках художественного и педагогического анализа

Аннотация: 
Статья посвящена исследованию использования цвета в иллюстрированных книгах китайского художника и писателя Сюна Ляна с позиций художественного анализа и педагогического потенциала. Цвет рассматривается как активный участник визуального повествования, способный создавать эмоциональный фон, подчеркивать смысловые акценты и усиливать взаимодействие текста с изображением. В процессе изучения проанализированы ключевые аспекты: общая цветовая тональность, способы выразительности, цветовые сочетания и их эмоциональное воздействие на читателя. Иллюстрации в книгах Сюна Ляна несут не только эстетическую, но и воспитательную функцию, формируя у ребенка навыки визуальной интерпретации, эмоциональной отзывчивости и культурного восприятия образов. Цвет в работах художника рассматривается в контексте китайской традиционной философии, где каждый оттенок несет символическую нагрузку и отражает особенности восприятия мира. Цветовая палитра становится не просто средством украшения, а инструментом визуального мышления, через который автор транслирует смыслы, настроение и культурные коды. Материалом для анализа служит серия авторских книг, отличающихся высоким уровнем художественного исполнения и глубоким смысловым наполнением. Особое внимание уделено тому, как цвет помогает ребенку идентифицировать эмоциональные состояния героев, осмысливать сюжетные повороты и формировать личностное отношение к происходящему. Рассматриваются также перекрестные связи между визуальными и когнитивными механизмами восприятия, формирующими целостную картину восприятия художественного текста. Исследование может быть полезным для специалистов в области визуальной педагогики, преподавателей начальных классов, методистов, а также всех, кто интересуется интеграцией художественных средств в образовательную практику и развитием визуального мышления у детей. Материал адресован педагогам, занимающимся визуальным воспитанием, иллюстраторам детских книг, преподавателям китайского языка и культуры, а также студентам и исследователям, работающим в сфере детской литературы, арт-образования и кросс-культурной коммуникации.
Ключевые слова: 
Сюн Лян; цвет; иллюстрированная книга; визуальное восприятие; детская литература; художественный анализ; педагогический потенциал; эмоциональный интеллект; визуальная грамотность; китайская культура
Библиографический список: 

1. 王萍. 熊亮原创图画书解析 [D]. 浙江师范大学, 2011. – 4.
2. 严利颖. 熊亮“中国风”图画书研究 [D]. 浙江师范大学, 2016. – 5.
3. 马雅园. 熊亮绘本中的中国味道 [J]. 美术教育研究, 2018(13)
4. Malekian F. et al. The relationship between emotional intelligence with elements and quality of visual literacy among students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Т. 51. – С. 928–933.
5. Tomita K. Visual design as a holistic experience: How students’ emotional responses to the visual design of instructional materials are formed // Educational technology research and development. – 2022. – Т. 70, №. 2. – С. 469–502.
6. Ческидова И. Б. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 1. – С. 124–129.
7. Алуева М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 2.
8. Бейнарис Н. С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2014. – № 1 (5). – С. 115–125.
9. 珍·杜南. 观赏图画书中的图画 [M]. 宋珮译, 乌鲁木齐:新疆青少年出版社. – 2017. – 1. – С. 43–65.
10. 方卫平. 享受图画书 [M]. 济南:明天出版社, 2016: 34
11. 张素椿. 国画风格的绘本 [M]. 台湾:中国时报, 2005.8.7
12. 南云治嘉. 吸引力!绘本设计 [M]. 龚娜译, 北京:人民邮电出版社, 2015: 56
13. 丹妮丝·Ⅰ马图卡. 图画书宝典 [M]. 王志庚译, 北京:北京联合出版公司, 2017: 83–91
14. 梁明、李力. 电影色彩学 [M]. 北京:北京大学出版社, 2008.8: 99–119
15. 林美琴. 绘本有什么了不起? [M]. 乌鲁木齐:新疆青少年出版社, 2011: 58–61