УДК: 
372.862
Крылов Эдуард Геннадьевич
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой "Механика", Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, kryloveg@istu.ru, Ижевск
Сомова Ксения Дмитриевна
старший преподаватель кафедры «Английский язык», Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, somovak@istu.ru, Ижевск

Развитие гибких умений будущих инженеров в процессе обучения иностранному языку

Аннотация: 
Анализ современной инженерной деятельности показывает, что гибкие умения будущих инженеров характеризуются динамичностью в отношении их состава и приоритетности формирования, а также вариативностью способов их развития в учебном процессе. Целью статьи является выявление актуальных гибких умений будущих инженеров и определение подходов к их развитию в процессе иноязычного обучения в вузе. Методология и методы исследования. Определяющей методологической позицией исследования является то, что формирование гибких навыков и развитие личностных качеств следует рассматривать во взаимосвязи с когнитивными компетенциями. В качестве методов исследования использовались анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, метод наблюдения, обобщение педагогического опыта и рефлексия. Результаты исследования. Установлено, что для успешности будущего инженера в настоящее время все большее значение приобретают качества личности, в основе которых находятся умение находить, проверять, структурировать, присваивать и использовать актуальную информацию и умение организовывать собственную целенаправленную, внутренне мотивированную, продуктивную деятельность. Показано, что развитие когнитивных компетенций и гибких навыков возможно и целесообразно в процессе профессионально направленного иноязычного обучения и обеспечивается за счет задействования механизмов когнитивной интеграции и когнитивной трансформации при совершении интеллектуальных мыслительных операций, направленных в большей степени не на структуры языка, а на многократно опредмеченные коммуникативные потребности и элементы профессионального дискурса. Даны примеры, каким образом на занятиях по иностранному языку создаются условия для активизации когнитивных и коммуникативных структур обучающихся, что оказывает положительное влияние на развитие гибких навыков. Заключение. Обучение иностранному языку в вузе предоставляет широкие возможности для развития гибких умений. Для их реализации необходима система иноязычных коммуникативно-когнитивных упражнений, при выполнении которых содержание, организованное в логике профессии, имеет не меньшее значение, чем правильность иноязычной речи.
Ключевые слова: 
инженерное образование; когнитивная компетенция; личностные качества; гибкие навыки; обучение иностранному языку; профессионально ориентированный иностранный язык; мыслительные операции; упражнения
Библиографический список: 

1. Румянцев А. А., Рогова А. А. Постиндустриальные технологии как вектор структурно-технологической модернизации экономики // Инновации. – 2016. – № 11 (217). – С. 38–43.
2. Сидоров А. С., Огнева В. В. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2. – С. 82–88.
3. Крайнов Г. Н. Глобализация и регионализация как векторы мирового развития // Никита Моисеев и современный мир: Доклады и материалы конференции. К 30-летию научной школы и МНЭПУ, Москва, 10 ноября 2022 года. – М.: Российская академия наук, 2023. – С. 93–97.
4. Цветкова Н. Н. Новые тенденции в глобализации: регионализация и усиление протекционизма // Труды Института востоковедения РАН. – 2017. – № 4. – С. 45–66.
5. Бондырева И. Б. Особенности инженерного труда // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 1 (27). – С. 18–23.
6. Крылов Э. Г. Системность инженерной и гуманитарной подготовки специалистов как важное условие устойчивого развития техносферы // Индустрия перевода. – 2018. – Т. 1. – С. 239–246.
7. Yeung А. T. Education and Training Requirements for a Practicing Civil Engineer to Qualify in Australasia and the United Kingdom // Proc. of the 120th Annual Conference & Exposition of the American Society for Engineering Education (ASEE). – Atlanta, 2013.
8. Hirudayaraj M., Baker R., Baker F., Eastman M. Soft Skills for Entry-Level Engineers: What Employers Want // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11, no. 10. – Article 641.
9. Pócsová J., Bednárová D., Bogdanovská G., Mojžišová, A. Implementation of Agile Methodologies in an Engineering Course // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10. – Article 333.
10. Исаев А. П., Плотников Л. В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 10. – С. 63–77.
11. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – Вып. 2 (226). – С. 120–132.
12. Поршнева Е. Р., Абдулмянова И. Р. Когнитивный компонент общепрофессиональных компетенций и его роль в оценивании уровня их сформированности // Язык и культура. – 2015. – № 4(32). – С. 127–137.
13. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
14. Крылов Э. Г., Халяпина Л. П., Архипова Е. И. Обучение студентов инженерных специальностей английскому языку как языку профессии: интегративный подход // Язык и культура. – 2021. – № 54. – С. 203–223.
15. Крылов Э. Г. Интегративное обучение английскому языку магистрантов инженерного направления в контексте специальности // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 60–69.
16. Михайлова С. В. О проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся технических направлений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30308 (дата обращения: 26.06.2025).
17. Потанина О. В. Когнитивная компетенция будущего инженера: сущность, структура, содержание // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14, № 1. – С. 298–301.
18. Фролов А. Г. Модель компетенций современного специалиста технического профиля и алгоритм её проектирования // Образовательные технологии (г. Москва). – 2010. – № 2. – С. 99–104.
19. Свиряева М. А., Молоткова Н. В. Модель компетенции современного инженера как основа проектирования образовательной программы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2009. – № 3 (17). – С. 40–46.
20. Воронина Л. В., Озерова Т. С. Модель формирования критического мышления будущих горных инженеров и инженеров-геологов в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 5. – С. 67–78.
21. Григорьева Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров горной промышленности в условиях дуального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Красноярск, 2019. – 23 с.
22. Буланкина Н. Е., Сидельник Э. А Обновление образовательного пространства нелингвистического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2025. – № 1. – С. 60–72.
23. Нелюбов С. А., Буланкина Н. Е. Поликультурное развитие личности руководителя образовательного учреждения: монография. – Ростов н/Д., 2025. – 173 с.