УДК: 
378
Журавлева Марина Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г. Х. Камая» (ТООНС), Казанский национальный исследовательский технологический университет, guravleva0866@mail.ru, Казань
Гариева Фаузия Равильевна
Кандидат химических наук, профессор кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г. Х. Камая» (ТООНС), Казанский национальный исследовательский технологический университет, garievafr@mail.ru, Казань
Климентова Галина Юрьевна
Кандидат химических наук, доцент кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г. Х. Камая» (ТООНС), Казанский национальный исследовательский технологический университет, klimentova.galin@mail.ru, Казань
Мамбетова Гульназ Шаукатовна
Кандидат химических наук, доцент кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г. Х. Камая» (ТООНС), Казанский национальный исследовательский технологический университет, мл. науч. сотр. ИОФХ им. А. Е. Арбузова, goolnaz31@mail.ru, Казань

Развитие педагогической готовности к инновационной деятельности в передовой инженерной школе

Аннотация: 
Для решения задач научно-технологического развития страны созданы и работают передовые инженерные школы (ПИШ). В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в передовых инженерных школах. Показано, что профессиональная подготовка в ПИШ характеризуется реализацией образовательного процесса, основанного на новейшей научно-технологической информации и актуальных сведениях предприятий-партнеров; применении эффективных образовательных технологий; активном использовании цифровых ресурсов; стимулировании образовательной и самообразовательной деятельности студентов. Авторами проведен анализ необходимости совершенствования профессиональных компетенций преподавателей ПИШ и разработана модель процесса развития педагогической готовности к инновационной деятельности в ПИШ химико-технологического профиля. Процесс развития педагогической готовности к инновационной деятельности в ПИШ отличается отраслевой направленностью, происходит поэтапно и предполагает повышение квалификации преподавателей в различных форматах. В исследовании осуществляется апробация разработанной модели развития педагогической готовности к инновационной деятельности в ПИШ. Выводы, представленные в работе, опираются на опыт реализации образовательной программы в ПИШ КНИТУ «ПромХимТех» «Химическая инженерия низкоуглеродных технологий замкнутого цикла» и анализ литературных данных. Результаты выполненного экспериментального исследования свидетельствуют о том, что поэтапно организованный процесс способствует совершенствованию имеющихся и формированию новых профессиональных компетенций, которые актуальны для организации и реализации индустриально-ориентированного образовательного процесса.
Ключевые слова: 
передовая инженерная школа; интеграция; компетенция; подготовка; инженер
Библиографический список: 

1. Аксенова М. А. Особенности и структура модели развития непрерывного инженерного образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9–2. – С. 173–177.
2. Глущенко В. В. Передовые инженерные школы как новый структурный элемент системы высшего образования в постиндустриальный период [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2025. – № 4. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103173 (дата обращения: 03.06.2025).
3. Аетдинова Р. Р. Передовая инженерная школа как эффективная технология подготовки будущих инженеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12. – С. 87–104.
4. Передовые инженерные школы [Электронный ресурс] // Официальный портал. – URL: https://analytics.engineers2030.ru/schools (дата обращения: 30.04.2025).
5. Карулин В. П., Сытняк Ю. А., Аляева Ю. В. Системные механизмы оценки инженерных школ по основным образовательным и технологическим направлениям // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. – 2023. – № 1 (6). – С. 22–35.
6. Белаш О. Ю., Баскакова Д. Ю. Выпускники технических вузов на рынке труда: требования работодателей // Инновации. – 2021. – № 6 (272). – С. 90–95.
7. Троян П. Е., Сахаров Ю. В., Жидик Ю. С., Чистоедова И. А. Партнерство инженерных вузов и предприятий. Опыт ТУСУР // Инженерное образование. – 2022. – № 32. – С. 84–96.
8. Кельчевская Н. Р., Срогович М. И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия – объективная необходимость XXI века // Екатеринбург: ГОУ УГТУ–УПИ, 2002. – 112 c.
9. Барбашина Н. С., Тихомиров Г. В., Шевченко В. И. Лучшие практики передовых инженерных школ // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. – 2023. – № 1 (6). – С. 4–21.
10. Келлер А. В., Суворов Г. Н., Шадрин С. С., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Передовые инженерные школы: трансфер компетенций и инноваций в интересах регионального и отраслевого развития // Высшее образование в России. – 2025. – Т. 34, № 2. – С. 9–30.
11. Палей Р. В., Казаков Ю. М., Султанова Д. Ш. и др. Роль передовой инженерной школы Казанского национального исследовательского технологического университета для кадрового обеспечения нефтегазохимического комплекса // Управление устойчивым развитием. – 2023. – № 1. – С. 68–78.
12. Приложение к каталогу специальных образовательных пространств «Передовых инженерных школ» – М.: НИЯУ МИФИ, 2024. – 408 с.
13. Хусаинова Г. Р., Галиханов М. Ф. Проблемы и перспективы подготовки преподавателей инженерного вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности через систему дополнительного профессионального образования // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 3. – С. 104–113.
14. Аетдинова Р. Р., Капитонова Г. М. Междисциплинарная подготовка педагогических кадров для передовых инженерных школ в условиях достижения технологического суверенитета // Исследовательская трансформация педагогического образования: традиции как основа для инноваций: сборник научных трудов X Междун. форума по педагогическому образованию. – Казань, 2024. – С. 23–30.
15. Громова Т. В. Готовность преподавателей высшей школы к цифровой трансформации образования // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 3. – С. 215–221.
16. Шабдинов М. Л. Инновационная деятельность преподавателей вуза как социальный и профессиональный феномен // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №73-1. – С. 321–324.
17. Петрова Л. А., Берестнева О. Г. Готовность педагогика к инновационной деятельности как показатель его профессионального роста // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 137–139.
18. Вьюнова Н. И., Кривотулова Е. В. Реалии и перспективы исследования проблемы готовности к инновационной деятельности преподавателя вуза // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 6. – С. 17–22.
19. Сёмина И. С., Гурова О. С. К проблеме готовности педагога к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 224–229.
20. Лазаренко И. Р., Колесова С. В., Кулико-ва Л. Г. Комплексная диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование на Алтае. – 2022. – № 2. – С. 11–18.
21. Грушевенко Е., Капитонов С., Мельников Ю., Пердеро А., Шевелева Н., Сигиневич Д. Декарбонизация в нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России / под ред. Н. Митрова, И. Гайла. – М.: Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, 2021. – 158 с.