УДК: 
374+379.8
Дейч Борис Аркадьевич
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск

Предпосылки возникновения внешкольной работы в России во второй половине XIX века

Аннотация: 
В статье представлены результаты историко-педагогического исследования предпосылок возникновения внешкольной работы в России во второй половине ХIХ века. На основе анализа исторических источников выделены несколько групп предпосылок на государственном, социально-экономическом и социально-педагогическом уровнях. Проанализировано влияние данных предпосылок на возникновение и развитие внешкольной работы. Определены актуальные проблемы, которые волновали российскую общественность и способствовали усилению внимания к развитию внешкольной работы в изучаемый период. Цель статьи – определить предпосылки возникновения внешкольной работы в России и их влияния на становление данной педагогической деятельности во второй половине XIX века. Методология и методы исследования. Методологические основания исследования включают системный, культурологический и феноменологический подходы, позволяющие в рамках данного исследования опираться не на отдельные методологические основания, а на их системное сочетание, исследовать эволюцию внешкольной работы как социокультурного феномена, конструировать различные теоретические основания феномена внешкольной работы как одного из способов организации социальной реальности. Для достижения цели исследования применялись источниковедческий и сравнительно-сопоставительный анализ. Заключение статьи представляет выводы о том, что возникновение деятельности по организации внешкольной работы базируется на целом ряде объективных предпосылок, сложившихся в России к началу 60-х годов ХIХ века: государственные реформы 60-х–70-х годов ХIХ века; начало революционно-демократического движения и деятельность представителей первых революционных кружков; рост осознания в среде прогрессивных общественных деятелей и среди государственных чиновников борьбы с массовым невежеством, заинтересованность прогрессивных представителей нарождающегося класса российской буржуазии в увеличении числа рабочих, имеющих хотя бы первоначальный уровень грамотности; необходимость борьбы с пьянством большой части простого населения России; наличие серьезных проблем, связанных с существованием и развитием народного образования в рамках школьной системы низшего образования; назревающие потребности в изменении подходов к воспитанию, которые чувствовали педагоги и общественные деятели второй половины ХIХ века. Данные предпосылки способствовали тому, что внешкольная работа возникает на начальном этапе как социальный феномен и развивается во многом благодаря частной инициативе.
Ключевые слова: 
внешкольная работа; дополнительное образование; история внешкольной работы (дополнительного образования); предпосылки возникновения внешкольной работы
Библиографический список: 

1. Корнетов Б. Г. Познание прошлой педагогической реальности // Историко-педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 37–63.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. – 270 с.
3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.
4. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация // Введение в интерактивную социологию. – СПб.: Алетей, 2000. – 272 с.
5. Рогов В. Памяти В. П. Коховского // Русская школа. – 1891. – № 12. – С. 44–72.
6. Виноградов П. Г. О задачах Педагогического общества (Речь, произнесенная в первом публичном заседании Общества 18 апреля 1898 года) // Труды Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете. – М., 1900. – С. 1–14.
7. Таубин Р. А. Революционная пропаганда в воскресных школах России в 1860–1862 годах // Вопросы истории. – 1956. – № 8. – С. 80–90.
8. Данилевский В. Я., Богомолов А. А. Народные дома как культурно-просветительские центры. – Харьков: Союз, 1918. – 201 с.
9. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / под общ. ред. А. П. Нечаева. – М.: Книгоиздательство Польза, 1905. – 240 с.
10. Население Империи по переписи 28 января 1897 года по уездам. – СПб.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1897. – 34 с.
11. Бем Л. О воспитании // Морской сборник. – 1856. – № 1. – С. 1–69.
12. Каптерев П. В. История русской педагогии. – Издание второе пересмотренное и дополненное. – Петроград, 1915. – 746 с.
13. Пирогов Н. И. Вопросы жизни (первая редакция) // I-й том сочинений Н. И. Пирогова. – Одесса, 1910. – С. 4–42.
14. Зеньковский В. В. Русская педагогика в ХХ веке. – Париж: Изд. Религиозно-педагогического кабинета при Православном Богословском институте в Париже, 1960. – URL: http://www.odinblago.ru/pedagogika/ (дата обращения: 20.07.2025).
15. Дейч Б. А., Юрочкина И. Ю. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект (конец ХIХ – начало 90-х гг. ХХ вв.): монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 287 c.