УДК: 
37.032; 373.6; 372.8
Шимлина Инна Владимировна
Доктор педагогических наук, доцент, директор института педагогического образования, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк; профессор кафедры химии, Новосибирский государственный педагогический университет, ryabtseva2010@mail.ru, Новосибирск
Кандалинцева Наталья Валерьевна
Доктор химических наук, доцент, заведующий кафедрой химии, Новосибирский государственный педагогический университет, aquaphenol@mail.ru, Новосибирск
Ионова Наталья Владимировна
Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, регионоведения и туризма Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, nv_ionova@mail.ru , Новосибирск
Рябцев Егор Иванович
аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, egortwist@gmail.com, Новосибирск

Теоретические и методологические подходы к сущности профессионального самоопределения в психолого-педагогических и научно-методических исследованиях

Аннотация: 
В статье актуализируется вопрос профессионального самоопределения молодежи как осознанного согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии к человеку. Цель исследования состоит в глубоком анализе проблемы профессионального самоопределения, сущностном понимании разными областями гуманитарного знания понятия «профессиональное самоопределение» в психолого-педагогическом контексте, а также анализе диссертационных научно-методических исследований ученых. Методология и методы исследования. Выявлены разные позиции авторов, авторских коллективов и научных школ, которые представляют данную тему как научную проблему, рассмотрены модели профессионального самоопределения для разных типов образовательных учреждений и разных уровней образования, описаны теоретические походы, с позиций которых рассматривается процесс самоопределения личности. Акцентировано внимание на работах, посвященных практическим основам формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Представлены условия формирования профессионального самоопределения, главным из которых является наличие у обучающихся познавательных и профессиональных интересов. Уделяется внимание разным этапам профессионального самоопределения, начиная с дошкольного возраста и до построения человеком профессиональной карьеры в учреждениях профессионального образования. В статье выделены инструменты профессионального самоопределения, используемые в воспитательно-образовательном процессе (профориентационные уроки, профессиональные пробы, проектная деятельность, учебные и внеучебные занятия, имитирующие какие-либо профессиональные операции, экскурсии, работа с профессиоведческой, научно-популярной литературой, профориентационные игры, конкурсы, викторины и др.). В заключении делается вывод о многоаспектности рассматриваемого понятия, выдвижении в качестве основных методологических положений личностно-ориентированного и деятельностного подходов к рассмотрению вопросов профессионального самоопределения молодежи, предполагающих личностное развитие человека через включение его в разнообразную профориентационную деятельность, а также дальнейшей эволюции профессионального самоопределения как процесса, в связи с развитием педагогической и методической науки и общества в целом. Указано на необходимость проработки вопросов научно-методического сопровождения подготовки будущих учителей к деятельности по формированию у школьников готовности к профессиональному самоопределению в рамках естественно-научного образования как важного компонента профессиональной компетенции педагога.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение; выбор профессии; модель; познавательные и профессиональные интересы; профессиональные пробы; методический инструментарий профориентационной работы; готовность к профессиональному самоопределению; химическое образование; географическое образование
Библиографический список: 

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1981. – 292 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 212 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.
5. Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. – 1971. – № 1. – С. 14–19.
6. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. – Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986. – 142 с.
7. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1995. – 376 с.
9. Журавлев В. И. Проблемы жизненного самоопределения выпускников средней школы // Научн. труды Кубан. ун-та. – Краснодар: КГУ, 1971. – Вып. 149. – С. 56–165.
10. Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
11. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59.
12. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. – Ярославль: ЯГПИ, 1993. – 53 с.
13. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция / отв. ред. В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 33–37.
14. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 62–71.
15. Чистякова С. Н. Концепция системного подхода к управлению профессиональной ориентацией // Трудовая подготовка учащихся в условиях научно-технического прогресса / под ред. П. Р. Атутова, Ю. В. Жарова. – Брянск, 1986. – С. 96–99.
16. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1995. – 38 с.
17. Чечель И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1995. – 37 с.
18. Галаганова Л. Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 1998. – 31 с.
19. Градусова Т. К. Организационно-педагогические условия становления творческого учителя в классическом университете: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 2000. – 20 с.
20. Мичурина Е. С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 1999. – 23 с.
21. Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущего учителя ИЗО: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2006. – 22 с.
22. Амирова Л. А. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях современных социально-экономических отношений (Аксиологический подход): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Уфа, 1997. – 24 с.
23. Бугакова Н. Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Калининград, 1997. – 16 с.
24. Волохова Е. Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ярославль, 1994. – 18 с.
25. Гаврикова Т. В. Профессиональное самоопределение учащихся в образовательных учреждениях США: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2006. – 18 с.
26. Геранина О. Г. Профориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся 1–7 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1996. – 18 с.
27. Глок Л. Э. Педагогические условия целевой профессиональной подготовки учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Новосибирск, 1991. – 20 с.
28. Девяткина Г. Б. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений – лицеях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 1996. – 18 с.
29. Ефимова Т. Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Челябинск, 2003. – 21 с.
30. Заруба Н. А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1995. – 18 с.
31. Землянская Е. Н. Формирование профессиональных интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегрированного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1995. – 19 с.
32. Истратова Э. Н. Развитие профессиональных интересов учащейся молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Воронеж, 2000. – 21 с.
33. Коноплянский Д. А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно-ориентированного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 2003. – 24 с.
34. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
35. Петрушина А. В. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии сферы «Человек–природа» (на примере естественнонаучного образования): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 1999. – 19 с.
36. Самохина В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Чебоксары, 2004. – 23 с.
37. Гавриленкова И. В. Профессиональная ориентация школьников в процессе обучения физике: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2003. – 18 с.
38. Кудрявцева М. Г. Содержание и условия социально-профессионального самоопределения учащихся в процессе экономико-технологической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2004. – 19 с.
39. Лысых Н. В. Предпрофильная подготовка школьников в условиях дифференциации общего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Шуя, 2008. – 23 с.
40. Голуб Е. Е., Шишигин А. С., Отавина М. Л. Профильные пробы как метод профориентации школьников при обучении химии // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – № 2. – С. 41–48.
41. Запевалова Т. В. Профессиональные пробы для учащихся как средство их самоопределения // Химия в школе. – 2024. – № 3. – С. 65–68.
42. Жукова М. И., Звонарева Е. А., Напреенкова И. А. Профессиональное самоопределение учащихся посредством проектной деятельности по химии // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 4. – С. 412–416.
43. Жукова М. И., Звонарева Е. А. Внеурочная деятельность по химии как средство формирования профессионально значимых качеств личности // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 240–243.
44. Чурляев Ю. А. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности: на основе географических знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Воронеж, 2006. – 19 с.
45. Волохова Е. Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ярославль, 1994. – 18 с.
46. Даринский А. В. Профориентационные возможности школьного курса экономической географии СССР: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
47. Арнаутов Г. Ю. Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2003. – 44 с.
48. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения / под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Академия, 2014. – 206 с.
49. Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы // География в школе. – 1971. – № 2. – С. 52–55.
50. Николаев П. Н. Методика дифференцированного обучения региональной географии в предпрофильных классах (на примере республики Саха (Якутия): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2007. – 19 с.