УДК: 
373(091)+94(47)’’18/20’’
Катионова Анна Олеговна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katiosha@mail.ru, Новосибирск

«Классные дамы» в женских учебных заведениях дореволюционной России

Аннотация: 
В статье актуализируется распространенное в историко-педагогической литературе противоречие о тождественности классных дам, наставниц, надзирательниц и воспитательниц женских учреждений, поспособствовавшее не только легкости в практике применения данных называний как синонимов, но и фактической исторической ошибке, приведшей к смешению смыслообразования деятельности упомянутых субъектов системы женского образования в Российской империи. Цель статьи заключается в уточнении применения понятия «классная дама» в контексте развития женского образования в дореволюционной России и восстановлении исторической семантики наименования этой специальной педагогической должности. Использование историко-педагогической реконструкции понятия «классная дама» дает возможность представить трансформацию этого педагогического термина посредством анализа его происхождения, изменения и смысла в историческом контексте. В свою очередь, применение историко-системного и типологического анализа поспособствовало уточнению исследуемого понятийного аппарата. Сравнительный анализ позволил сопоставить наименования разных специальных педагогических должностей женских учебных заведений Российской империи конца XVIII – начала XX века, продемонстрировав и сходство как результат их родства по происхождению, и специфичность, обусловленную целями образовательного пространства заведения. В заключении делается вывод о том, что понятие «классная дама» условно можно принимать в качестве привычного для общественного сознания историко-педагогического штампа, подразумевающего в целом педагогическую должность в женских учебных заведениях дореволюционной России. Формально же классная дама – это специальная педагогическая должность, входившая в штат закрытых женских институтов Российской империи конца XVIII – начала XX века, с широким кругом организационно-бытовых и воспитательно-методических обязанностей.
Ключевые слова: 
женское образование; наставница; надзирательница; классная дама; женский институт; женские учебные заведения
Библиографический список: 

1. Гаврилова Т. Н., Паладьев С. Л. Воспитательная система Смольного института благородных девиц // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 2 (119). – С. 45–52.
2. Кузнецова М. В. К вопросу об истории женского образования в Иркутске. Девичий институт – первое среднее учебное заведение для девочек в Восточной Сибири // Педагогический ИМИДЖ. – 2016. – № 2 (31). – С. 37–46.
3. Варавва М. Ю. Оренбургский Николаевский женский институт во второй половине XIX – начале XX в. // Вопросы образования. – 2020. – № 4. – С. 250–272.
4. Белоусова О. В. К истории создания Института московского дворянства имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II // Клио. – 2012. – № 9 (69). – С. 53–58.
5. Barbara A. Engel. Women, the family and public life. The Cambridge history of Russia. Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917. Edited by Dominic Lieven. – Cambridge University Press, 2006. – P. 306–325. DOI: https://doi.org/10.1017/CHOL9780521815291
6. Papikyan H., Rogers R. Girls’ Schools and Empire (1800−1950). Oxford Research Encyclopedia of Education, 2022, Oxford University Press. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.1697
7. Архангельская Л. В. Педагогический персонал женских гимназий в 1870–1917 гг.: численный состав и материальное положение (на примере Пермской губернии) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: Электронный научный журнал. – 2024. – № 1 (49). – С. 211–226 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/49/11_49_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.49.11.
8. Емельянова Н. Р. Педагогические классы при женских гимназиях как феномен российской системы образования второй половины XIX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 20–25.
9. Богайцева М. В., Сиренко О. Р. Становление системы воспитания и дополнительного обучения дочерей российских офицеров в Женском Патриотическом институте Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года // Клио. – 2024. – № 10 (214). – С. 65–73.
10. Пономарёва В. В. Классные дамы женских институтов Мариинского ведомства в начале ХХ в.: конфессиональный состав // Социально-гуманитарный вестник: всерос. сб. науч. тр. – Вып. 31. – Барнаул: ИП Комогоров И.А., 2022. – С. 110–115.
11. Пономарева В. В. Классные дамы женских институтов Российской империи второй половины XVIII – начала ХХ в.: семейное положение // Социально-гуманитарный вестник: всерос. сб. науч. тр. – Вып. 32. – Барнаул, 2023. – С. 6–10.
12. Пономарева В. В. Классные дамы женских институтов Российской империи XIX – начала ХХ века: к характеристике уровня образования // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность: материалы X междунар. науч.-прак. конф. / под ред. Т. И. Рябовой. – Брянск, 2023. – С. 53–60.
13. Пушкина И. А. Инспектриса Санкт-Петербургского Императорского театрального училища Варвара Ивановна Лихошерстова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2017. – № 2(49). – С. 6–15.
14. Поздняков А. Н. Институты благородных девиц в системе образования России второй половины XVIII – начала XIX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14, Вып. 2. – С. 104–108.
15. Пономарёва В. В. Воспоминания институток XIX – начала XX в. как исторический источник // Вестник Московского университета. – Сер. 8. История. – 2015. – № 2. – С. 54–69.
16. Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества конфирмованное ее императорским величеством от 12 марта 1764 года. – СПб., 1764. – 11 с. // Национальная электронная библиотека. Книжные памятники [Электронный ресурс]. – URL: https://kp.rusneb.ru/item/material/generalnoe-uchrezhdenie-o-vospitanii-... (дата обращения: 23.08.2025).
17. Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая... – В Санктпетербурге, 1764. – 22 с. // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/459874 (дата обращения: 23.08.2025).
18. Васильева С. П. Женское образование в России в середине XIX – XX в.: процесс становления и развития. Типы женских учебных заведений // Вестник ТГУ. – 2010. – Вып. 6 (86). – С. 253–256.
19. Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц: исторический очерк, 1764–1914. – Петроград: Гос. тип., 1914. – Т. 1. – 620 с.
20. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. 1856–1880. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1901. – Т. 4. – 647 с.
21. Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц: исторический очерк, 1764–1914. – Петроград: Гос. Тип., 1915. – Т. 3. – 754 с.
22. Положения об учреждении Полтавского института благородных девиц от 7 февраля 1828 года. Приложение // Полное собрание законов Российской империи. – Т. III. 1828 г. – СПб.: Тип. II Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1830. – 1628 c.
23. По проекту Положения Тамбовского Александринского института для благородных девиц: 14 мая – 2 июля 1843 г. – 1843. – 42 л. // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/357688 (дата обращения: 24.08.2025).
24. Записки институтки. Предание о Патриотическом институте с 1818 по 1834 г., из рукописей покойного В.И. Даля, доставленных по его распоряжению в редакцию. [Электронный ресурс]. – URL: https://philolog.petrsu.ru/vdahl/html/pdf/INSTITUT.pdf (дата обращения: 22.08.2025).
25. Чарской Л. А. Записки институтки // Лучшие повести для девочек. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – С. 5–236.
26. Пономарева В. В. Документы ГИМ об Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II (начало XX в.) // Отечественные архивы. – 2016. – № 3. – С. 48–55.
27. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 года: С последующими доп., изм., циркуляр. распоряжениями и предписаниями по 1 янв. 1884 г. – СПб.: Типолит. К. Штремера, 1884. – 346 с.
28. Чарская Л. А. Волшебная сказка. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 246 с.
29. Аксакова-Сиверс Т. А. Семейная хроника. – М.: Захаров, 2020. – 768 с.
30. Стоюнин В. Я. Образование русской женщины (по поводу двадцатипятилетия русских женских гимназий) // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
31. Большая советская энциклопедия: в 30 т. – М.: Совет. энцикл., 1969–1986. – Т. 12. – 1973.
32. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства Народного Просвещения от 24 мая (5 июня) 1870 года // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – Т. 4. Царствование императора Александра II. – 1865–1870. – СПб.: Тип. Императ. акад. наук, 1871.
33. Щукин М. Н. Белый фартук, белый бант. – Новосибирск: Сибирская горница, 2013. – 150 с.
34. Обзор деятельности Родительского комитета при женской гимназии В. П. Екимецкой за 1912-13 уч. год. – Рязань: тип. Н. В. Любомудрова, 1914. – 31 с. // Национальная электронная библиотека. Книжные памятники. [Электронный ресурс]. – URL: https://kp.rusneb.ru/item/material/obzor-deyatelnosti-roditelskogo-komit... (дата обращения:24.08.2025).
35. Двадцатипятилетие Московской частной гимназии С. А. Арсеньевой. 1873–1898 г. – М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 58 с.
36. Дриневич М. Частная женская гимназия Арсеньевой: воспоминания о детских годах, проведенных в элитной гимназии Арсеньевой в московском особняке на Пречистенке [Электронный ресурс] // Московский журнал. – 2000. – № 5. – URL: https://rusk.ru/st.php?idar=800375 (дата обращения: 24.08.2025).