УДК: 
373.5.016:51
Борисова Алла Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики обучения математике, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет", bam1208@yandex.ru, Новосибирск
Яровая Евгения Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой геометрии и методики обучения математики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», jnar1@yandex.ru, Новосибирск

Диагностика предметной обученности как инструмент выявления затруднений школьников при изучении математики

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема своевременного выявления причин затруднений учеников при изучении математики с помощью проведения диагностических работ. Цель статьи заключается в теоретическом осмыслении и систематизации научных подходов к характеристике понятия «диагностика» и «диагностическое задание», уточнении понятийного аппарата применительно к проблеме исследования, обоснования авторского подхода к разработке инструментария для проведения диагностики предметных результатов обучающихся, выявления пробелов в их математической подготовке и своевременной коррекции (на уровне основного общего образования). Методами исследования выбраны анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; метод включенного наблюдения, анкетирование, педагогическое экспериментирование, анализ и обработка экспериментальных данных, рефлексия. В статье сделан акцент на то, что не всякое контролирующее задание может быть диагностическим, приведено авторское определение диагностического задания, проиллюстрированное примерами таких заданий для выявления пробелов в знаниях учеников по математике. Дана авторская концепция проведения процедуры диагностики предметной обученности в основной школе и разработки соответствующего инструментария (диагностическая работа, диагностическая карта и листа успешности), приведены их примеры (фрагменты) для 7 класса. Особо подчеркнута важность проведения диагностических работ для школьников, испытывающих трудности в изучении математики, в связи с чем осуществлено переосмысление, уточнение и детализация авторской концепции диагностики предметной обученности. В заключении делается вывод о необходимости систематического проведения диагностических работ, поскольку это способствует формированию реальной картины успешности обучения как класса в целом, так и отдельно взятого ученика, помогает увидеть пробелы в знаниях ребенка или группы детей, внести своевременную коррекцию в их образовательную траекторию, выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Ключевые слова: 
диагностика; диагностическая работа; диагностическое задание; задание в тестовой форме; диагностическая карта; лист успешности ученика; предметный результат; трудности в изучении математики
Библиографический список: 

1. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989. – 157 с.
2. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
3. Ингенкамп Карлхайнц Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 238 с.
4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
5. Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютько-ва И. А. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие. – М.: В. Секачев, 2007. – 180 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 173 с.
7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
8. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования // Народное образование. – 2007. – № 4. – С. 131–138.
9. Гутник И. Ю., Алексеева Е. В. «Помогающая школа»: анализ результатов проектирования и внедрения диагностического комплекса // Научно-педагогическое обозрение, 2025. – № 2 (60). – С. 29–40.
10. Юбурова С. М., Хасанов Н. Б. Инструменты педагогической диагностики в контексте современного урока // Эпоха науки. – 2025. – № 42. – С. 615–622.
11. Стецкая А. Н. Конструирование комплексного диагностического инструмента как педагогическая технология // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 1 (55). – С. 75–79.
12. Назарова Ю. А. Сравнительный анализ методик диагностики функциональной грамотности обучающихся // Школа молодого ученого. Перезагрузка: сборник статей. – Ульяновск, 2023. – С. 72–77.
13. Букреева Ю. С. Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 5 (109). – С. 128–133.
14. Баринова И. И., Соловьёв М. С. Роль диагностических работ по географии в повышении качества результатов обучения школьников // География и экология в школе XXI века. – 2021. – № 4. – С. 42–49.
15. Пшеничная Е. В., Рагулина И. В. Единые подходы к составлению диагностических работ как необходимое условие объективной внутренней оценки качества образования // Педагогический поиск. – 2019. – № 6. – С. 10–17.
16. Васильченко С. Ш., Митрохина С. В. Диагностические задания для оценки уровня развития пространственных представлений учащихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 59–63.
17. Борисова А. М. Составление диагностических работ для выявления пробелов в знаниях учащихся // Математика в школе. – 2012. – № 9. – С. 26–30.
18. Борисова А. М. Обучение учителей математики составлению диагностических материалов для оценки достижений школьников по предмету // Современное образование. – 2021. – № 1. – С. 36–49.
19. Борисова А. М. Математика, 5–11 классы: входные диагностические работы (учебное пособие). – Волгоград: Учитель, 2018. – 112 с.
20. Перевощикова Е. Н. Диагностика в процессе обучения математике: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2010. – 172 с.
21. Пойа Д. Как решать задачу. Пособие для учителей / под ред. Ю. М. Гайдука. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 208 с.