УДК: 
373.5
Кондратьева Ольга Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии, предпринимательства и методик их преподавания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет", danqo@mail.ru, Иркутск

Исследование барьеров и факторов, способствующих внедрению агробизнес-образования в российских сельских школах

Аннотация: 
В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения агробизнес-образования в российских сельских школах как одного из средств развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Цель исследования заключается в выявлении основных барьеров и факторов, способствующих эффективному внедрению агробизнес-образования в сельских школах России, а также определении путей преодоления существующих препятствий. Методология исследования включает анализ нормативно-правовой документации, программных материалов, статистических данных по развитию агробизнес-образования в Российской Федерации, а также результаты опроса руководителей сельских школ Иркутской области. В ходе исследования выявлены ключевые проблемы внедрения агробизнес-образования: недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса, дефицит квалифицированных педагогических кадров, ограниченное взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями АПК, социально-психологические барьеры восприятия аграрных профессий среди молодежи. Особое внимание уделено проблеме цифровизации сельского хозяйства и необходимости формирования соответствующих компетенций у школьников. Основные выводы исследования демонстрируют необходимость системного подхода к решению выявленных проблем через нормативное закрепление возможности создания агроклассов; разработку специализированных образовательных программ; модернизацию материально-технической базы школ; повышение квалификации педагогических работников; развитие партнерских отношений с предприятиями АПК; использование цифровых технологий в учебном процессе. Практическая значимость исследования подтверждается конкретными примерами успешного внедрения агробизнес-образования в различных регионах России, в частности проект «Предпринимательская деревня» в Иркутской области. Представленный опыт может быть тиражирован на другие регионы страны. Результаты исследования могут быть использованы органами управления образованием, руководителями образовательных организаций, методистами и преподавателями при разработке стратегий развития агробизнес-образования.
Ключевые слова: 
агробизнес-образование; сельские школы; агроклассы; подготовка кадров; цифровизация сельского хозяйства; непрерывное образование; профессиональная ориентация
Библиографический список: 

1. Зинич Л. В. Агробизнес и образование: ключевые модели подготовки кадров для сельского хозяйства // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Т. 11, № 4. – С. 1617–1628.
2. Maguire C. J. From agriculture to rural development: Critical choices for agriculture education. 2000. – URL: https://www.fao.org/fileadmin/templates/ERP/2013/link_Virtual_pub/pub_52... (дата обращения: 02.03.2025).
3. Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Ефлова З. Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 466. – С. 190–201.
4. Попович Ю. А., Молокова Е. Л. Влияние сельских школ на реализацию национального проекта «Образование» в аграрных муниципалитетах // Агропродовольственная экономика: Международный научно-практический электронный журнал. – 2024. – № 5. – С. 25–29. – URL: http://apej.ru/article/04-05-24 (дата обращения: 03.05.2025).
5. Селезнева С. В. Повышение интереса школьников к аграрной сфере: эффективные подходы и стратегии // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 1056–1058.
6. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Реализация агробизнес-образования через предметную область «Технология» // Технологическое образование в системе «школа – колледж – вуз»: традиции и инновации: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2023. – С. 175–180.
7. Протасова Е. С., Осипова Д. Н., Гарягды-ев И. Т. Агрохакатон как современный формат работы со школьниками в системе непрерывного агробизнес-образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. – 2022. – Т. 5, № 4. – URL: https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5322/5388 (дата обращения: 11.03.2025).
8. Демишкевич Г. М., Авдеев М. В. Проблемы подготовки и трудоустройства молодых специалистов в аграрном производстве // Дополнительное профессиональное образование агропромышленного комплекса: научное обеспечение: материалы II Международной научно-практической конференции «Андреевские чтения». – М., 2021. – С. 60–72.
9. Методические рекомендации по созданию профильных агроклассов в общеобразовательных организациях [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/07/mr-agroprofil_24.07.2024.pdf (дата обращения: 11.03.2025).
10. Ларионов С. В., Бараева Н. А. Инновационная программа «Агроклассы» как эффективный инструмент ранней профориентации // Народное образование. – 2024. – № 4 (1507). – С. 175–177.
11. Игнатьев М. С., Тарасова С. В. Первая агрошкола в Республике Саха (Якутия): этапы и траектории развития // Народное образование. – 2022. – № 4 (1493). – С. 231–237.
12. Друзьянова В. П., Заровняева В. И. Становление агропрофильных школ в Республике Саха (Якутия) // Актуальные вопросы инженерно-технического и технологического обеспечения АПК: материалы XI Национальной научно-практической конференции с международным участием (03–04 октября 2024 года). – Иркутск: Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2024. – С. 377–384.