УДК: 
37.016:811+159.91
Митрофанова Гульмира Ганиматовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Бокситогорского института (филиала), Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, lacuna49@yandex.ru, Санкт-Петербург

Обучение иностранному языку с учетом специфики межполушарной асимметрии головного мозга и когнитивного стиля обучающихся

Аннотация: 
В статье рассматриваются приемы и методы обучения иностранному языку учащихся с различными когнитивными стилями, которые могут определяться типом межполушарной асимметрии головного мозга. При аналитическом когнитивном стиле, которым обладают левополушарные обучающиеся, информация воспринимается дискретно, перерабатывается последовательно. Для этих учащихся характерно логическое мышление, эксплицитный характер усвоения иностранного языка. Холистический когнитивный стиль, характерный для правополушарных обучающихся, предполагает целостное восприятие, одновременную переработку информации, наглядно-образное мышление. Иностранный язык усваивается ими легче имплицитно, на неосознаваемом уровне. Поэтому в работе с обучающимися необходимо сочетание обоих подходов (эксплицитного и имплицитного). Цель статьи заключается в обобщении методов и приемов обучения различным аспектам иностранного языка с учетом когнитивного стиля и специфики межполушарной асимметрии обучающихся. Методология предполагает использование в качестве методов исследования анализа психологической, педагогической и лингводидактической литературы, сравнения и обобщения. Экспериментальное обучение иностранному языку с учетом когнитивного стиля и типа межполушарной асимметрии мозга обучающихся показало больший прогресс у правополушарных обучающихся, чем у левополушарных. Это не означает, что левополушарные не имели продвижения. Их результаты также улучшились, но они изначально показывали лучшие результаты при традиционном обучении по сравнению с правополушарными. Тем не менее в условиях эксперимента правополушарные показали продвижение в большей степени, чем левополушарные. В заключении делается вывод о том, что необходимо использовать методы и приемы, которые применяются как при традиционном обучении иностранному языку, так и при реализации имплицитного подхода. Задания, которые используются в рамках традиционного обучения, облегчают изучение иностранного языка для левополушарных. Правополушарные обучающиеся нуждаются в заданиях, рассчитанных на целостность восприятия и одновременной переработки информации, образное мышление.
Ключевые слова: 
когнитивный стиль; целостное восприятие; наглядно-образное мышление; межполушарная асимметрия мозга; имплицитный подход
Библиографический список: 

1. Williams Marian H. The Effects brain-based learning strategy, Mind Mapping, on achievement of adults in a training environment with consideration to learning styles and brain hemisphericity. Doctor of Philosophy (Applied Technology, Training & Development), 1999. – 141 p.
2. Alomyan Hesham. Individual Differences: Implications for Web-based Learning Design // International Education Journal. – 2004. – Vol. 4, № 4. – P. 188–196.
3. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
4. Смирнова Е. А. Межполушарная асимметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 24 с.
5. Разумникова О. М., Яшанина А. А. Значение когнитивного стиля и полушарного доминирования в проектировании индивидуальной траектории обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 8. – С. 226–230.
6. Фесенко Ю. А., Лохов М. И. Леворукие дети и процесс обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 5 (66). – С. 135–138.
7. Румянцева З. А. Имплицитное обучение английскому языку студентов неязыковых специальностей // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 6 (103). – С. 192–194.
8. Искандеров Н. Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 6 (48), Часть 3. – С. 37–40.
9. Чиркова Е. И., Черновец Е. Г., Зорина Е. М. Влияние движения тела на запоминание учебного материала при обучении английскому языку // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. – № 2 (71). – С. 315–321.
10. Чиркова Е. В. Использование рисунка на занятиях по иностранному языку как один из способов запоминания учебного материала // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – № 11 (20). – С. 77–80.
11. Павловская И. Ю., Тункун Я. А. Межполушарная асимметрия и сенсорные предпочтения как определяющие факторы успешности обучения иностранному языку // Мир русского языка. – 2009. – № 3. – С. 85–93.
12. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 292 с.
13. Акопян А. В. Обучение младших школьников технике чтения на иностранном языке // Наука и школа. – 2018. – № 6. – С. 145–149.
14. Тункун Я. А. Оптимизация обучения английскому языку в системе курсовой сети с учетом психо-когнитивных характеристик учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 24 с.
15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
16. Farvardin M. T., Shamiri H. The Effect of Implicit versus Explicit Corrective Feedback on Intermediate EFL Learners’ Speaking Self-efficacy Beliefs // Theory and Practice in Language Studies. – 2016. – Vol. 6, no. 5. – P. 1066–1075.
17. Мелентьева Т. И. Обучение иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга. – Изд. cтереотип. – М.: КРАСАНД, 2017. – 174 с.
18. Гришечкина А. М. Рациональная методика обучения иностранным языкам с учётом теории функциональной асимметрии мозга // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 108–114.
19. Толмачёва Е. Ю., Мачы Л. Ф. Успешное обучение языкам в контексте учета межполушарной асимметрии головного мозга у учащихся подросткового возраста // Журнал педагогических исследований. – 2023. – № 6, Т. 8. – С. 135–138.
20. Almanea M. Brain Hemisphericity and Saudi Students’ EFL Reading Comprehension. Arab World English Journal. – 2021. – № 12(2). – P. 436–456.