УДК: 
373.5.016:811.161.1
Сказочкина Татьяна Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка навигации и связи, Государственный университет Морского и Речного флота им. Адмирала С.О.Макарова, tanyaskaz@mail.ru, Санкт-Петерубрг

Игровые приемы в обучении письменной речи как инструмент развития интеллектуально-конкурсной компетенции

Аннотация: 
Первостепенная задача преподавателя связана с профессиональными ориентирами будущих специалистов. Навык письменной речи представляет собой сложность для обучающихся, поскольку требует творческой активности речемыслительной деятельности в ограниченный период времени. Выполнение письменных заданий требуется при сдаче государственных и аттестационных экзаменов, а также при участии в различных интеллектуальных конкурсах. Геймификация является одним из педагогических приемов в обучении английскому языку с целью активизации творческих способностей, при этом конечной целью становится развитие интеллектуально-конкурсной компетенции (ИКК). Цель статьи заключается в обосновании эффективности игровых приемов в обучении письменной речи как инструмента развития интеллектуально-конкурсной компетенции. Методологическим основанием проведенного исследования выступили праксеологический подход при применении приемов геймификации в развитии письменной речи на английском языке, методы исследования включают в себя системный обзор методических материалов и педагогических ресурсов, связанных с геймификацией в обучении и развитии ИКК. Результаты исследования. На основе теоретического анализа педагогических положений и методических материалов подтверждается целесообразность применения игровых приемов для развития как навыка письменной речи, так и интеллектуально-конкурсной компетенции. Однако цели, контент, критерии оценки, формат и индивидуализация должны быть адаптированы к конкретным задачам и потребностям обучающихся. Заключение. Эффективность игровых приемов заключается в многофукциональности, метапредметности и универсальности в зависимости от их ресурсного содержания.
Ключевые слова: 
письменная речь; творческое письмо; геймификация в образовании; игровые приемы; интеллектуально-конкурсная компетенция
Библиографический список: 

1. Бобыкина И. А., Короткова В. С. Геймификация как фактор повышения качества иноязычного образования в неязыковом вузе // Челябинский гуманитарий. – 2020. – № 4 (53). – С. 76–84.
2. Квач Н. В. Геймификация процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2025. – № 1. – URL: https://science-education.ru/issue/view?id=195 (дата обращения: 01.06.2025).
3. Аршукова Д. Д., Пастушкова М. А. Геймификация как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – С. 111–116.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Издательство Смысл, 2004. – 311 с.
5. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Избранные труды. – М., 1995. – 1270 с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1979. – 226 с.
7. Брунер Д. С. Игра, мышление, речь // Перспективы: вопросы образования. – 1987. – № 1. – 53 с.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
9. Цирулева Л. Д., Щербакова Н. Е. Геймификация в обучении: сущность, содержание, пути реализации технологии // Вестник ПензГУ. – 2023. – № 3 (43). – С. 13–17.
10. Капкаев Ю. Ш., Лешинина В. В., Бенц Д. С. Геймификация образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 213–216.
11. Павлова А. В. Геймификация как метод активизации учебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – 665 с.
12. Титова С. В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 1. – С. 135–152.
13. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
14. Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. – № 8. – С. 14–25.
15. Зимняя И. А. Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение: монография / под ред. И. А. Зимней. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. – 400 с.
16. Kapp K. M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. – San Francisco, CA: Pfeiffer, 2012.
17. Пяткова О. Б. Метод сторителлинга в обучении [Электронный ресурс] // Школьные технологии. – 2018. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-storitellinga-v-obuchenii (дата обращения: 01.06.2025).
18. Hsin-Yuan Huang W., Soman W. D. Gamification of Education. – Toronto: University of Toronto. Retrieved from Inside Rotman, 2013. – 29 p.
19. Креер М. Я., Сказочкина Т. В., Сказоч-кин А. В. Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – Т. 3, № 3. – С. 45–60.
20. Sheldon L. The Multiplayer Classroom: Designing Coursework as a Game. – Boston: Course Technology, 2012. – 336 p.
21. Игна О. Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Томск, 2014. – 42 с.