УДК: 
376+316.77
Журавлева Елена Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии и специальная психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет", schedrova@ya.ru, Краснодар

Моделирование маршрутизации жизненной перспективы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как задача родительско-педагогического сообщества

Аннотация: 
Введение. Успех моделирования маршрутизации жизненной перспективы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматривается в контексте сотрудничества семьи и школы, зависит от многих факторов, среди которых чаще указывают на неготовность специалистов служб сопровождения и на отсутствие мотивации у самих подростков. В условиях расширения инклюзивных практик по всей вертикали инклюзии от раннего детства до этапа выбора жизненного пути проблематика поиска успешных вариантов профнавигации и перспектив жизнеопределения подростков с ОВЗ усиливается. Цель настоящего исследования заключается в поиске ответа на вопрос родительско-педагогического сообщества о потенциально возможных вариантах маршрутизации жизненной перспективы обучающегося с ОВЗ на этапе завершения обучения в школе. Методологические подходы к исследованию – системный, онтогенетический и нозологический. При построении исследования использовались методы: теоретический анализ, пилотный опрос; при разработке обобщенной модели маршрутизации жизненной перспективы − проектирование, педагогическое моделирование, опытная работа. Результаты исследования. В статье представлены анализ исследований факторов, влияющих на определение жизненной перспективы человека с инвалидностью, результаты онлайн-опроса 52 семей, воспитывающих подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 30 лет, и обобщенная модель маршрутизации, которая позволяет специалистам служб сопровождения строить прогноз и обсуждать варианты будущего жизнеустройства с родителями выпускников с ОВЗ. Заключение. Полученные результаты позволили выявить основные векторы для построения жизненного маршрута подростков с ограничениями здоровья, рассматривая в качестве его важнейшего фактора, обуславливающего успех – сотрудничество с семьей.
Ключевые слова: 
моделирование маршрутизации жизненной перспективы; жизнеустройство подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); профессиональная навигация, родительско-педагогическое сообщество
Библиографический список: 

1. Бочавер А. А., Хловом К. Д., Корнеев А. А., Жилинская А. В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 157–174. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100212.
2. Дрозденко И. Г., Богданова А. А. Инновационная модель комплексного сопровождения профессиональной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 11–16. DOI: https://doi.org/ 10.47639/ 2074-4986_2021_8_11.
3. Зак Г. Г., Козик Т. В. Профессиональная ориентация как условие правильного выбора профессии обучающимися с умственной отсталостью: методы и методика исследования, предварительные выводы [Электронный ресурс] // Специальное образование. – 2023. – № 2 (70). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-kak-uslo... (дата обращения: 11.05.2024).
4. Коган Б. М., Беляева О. Г. Специфика внутренней картины дефекта при планировании образа будущего подростками с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Специальное образование. – 2023. – № 2 (70). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vnutrenney-kartiny-defekta-... (дата обращения: 11.05.2024).
5. Никандрова Т. С., Тушева Е. С. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой реабилитации обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 4–10. DOI: https://doi.org/10.47639/2074-4986_2021_8_4.
6. Alverson C. Y., Lindstrom L. E., Hirano K. A. High school to college: Transition experiences of young adults with autism // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. – 2019. – Т. 34, № 1. – P. 52–64. DOI: https://doi.org/10.1177/10 88357615611880.
7. Bell S., Devecchi C., Guckin C. Mc., Shevlin M., Shevlin M. Making the transition to post-secondary education: opportunities and challenges experienced by students with ASD in the Republic of Ireland // European Journal of Special Needs Education. – 2017. – Т. 32, № 1. – P. 54. DOI: https://doi.org/ 10.1080/08856257.2016.12 54972.
8. Briel L. W., Getzel E. E. In their own words: The career planning experiences of college students with ASD // Journal of Vocational Rehabilitation. – 2014. – Т. 40, № 3. – P. 195–202. DOI: https://doi.org/10.3233/JVR-140684.
9. Deligiannidis L., Weheba G., Self T. Utilizing Virtual Reality for Autism Treatment // CISST. – 2004. – P. 248–253.
10. Журавлева Е. Ю. Профориентационный потенциал успешных региональных практик в условиях образовательной инклюзии // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 265–274.
11. Журавлева Е. Ю. Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии. – СПб.: Лань, 2024. – 200 с.
12. Даитова Л. И., Даитов В. В. Анализ востребованности образовательных программ среднего профессионального и высшего образования среди обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 2А. – С. 344–352. DOI: https://doi.org/ 10.34670/AR.2022.93.77.005.
13. Кондратюк Н. Г., Потанина А. М., Моросанова В. И. Профессиональное самоопределение личности и ресурсы психологической готовности к выбору профессии: обзор российских и зарубежных исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2024. – Т. 21. – № 3. – C. 810–830. DOI: https://doi.org/ 10.22363/2313-1683-2024-21-3-810-830.
14. Кантор В. З., Коробейников И. А. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 36. – 2019. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-edu... (дата обращения: 15.04.2024).