Григорьева   Марина Владимировна
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский  государственный национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, grigoryevamv@mail.ru, Саратов
 
  
        ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    
  Аннотация: 
Представлен теоретический анализ проблемы школьной адаптации в современной школе. Дан сравнительный анализ образовательной среды дореформенной и реформируемой школы. Определено содержание понятия «адаптационная готовность личности» в рамках экопсихологического подхода. Показано, что в разные периоды школьной жизни на первый план выдвигаются отдельные компоненты адаптационной готовности личности, обеспечивающие необходимое приспособление к новым требованиям образовательной среды и на этой основе последующее развитие обучающегося. Определены некоторые особенности школьной адаптации в условиях реформ образования: ограниченность специальных целенаправленных педагогических усилий по формированию адекватной адаптационной готовности с одновременным требованием успешного результата школьной адаптации; снижение интеллектуализации социально-психологической адаптации и трансформация ее средств; возрастание энтропийности и неустойчивости школьной адаптации, связанное с увеличением неопределенности требований к обучающимся и некоторым изменением содержания взаимодействий и отношений субъектов к целям и конечным результатам образования.
   Ключевые слова: 
школьная адаптация, реформы образования, динамика адаптации, особенности школьной адаптации, образовательная среда, взаимодействия
     Библиографический список: 
1.	Григорьева М.В. Динамика системы взаимодействий школьника и образовательной среды на разных этапах обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9, № 4. –С. 104–109.
2.	Григорьева М.В.Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. … д-ра психол. наук. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2010.– 521 с.
3.	Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
4.	Кара-Мурза С.Г. О реформе образования [Электронный ресурс]. – URL: http://polinka.gorod.tomsk.ru/index-1289373607.php.(дата обращения: 15.10.2016).
5.	Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – 205 с.
6.	Реформа образования в России [Электронный ресурс] // Скепсис. – URL: http://scepsis.net/tags/id_53.html(дата обращения: 15.10.2016).
7.	Рукшин С.Е. Дошли до точки невозврата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947@SV_Guest.(дата обращения: 15.10.2016).
8.	Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы[Электронный ресурс]. – URL:http://w.pc-forums.ru/l202.html(дата обращения: 15.10.2016).
9.	Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980. – 406 с.
10.	Шамионов Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. – 2012. – № 11. – С. 116–123.