УДК: 
159.922.8+316.6
Собольников Валерий Васильевич
Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, vsobolnikovis@gmail.com, Новосибирск

Рефлексия саморегуляции одиночества несовершеннолетних в условиях социальной изоляции

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблемы несовершеннолетних делинквентов, пребывающих в состоянии одиночества в условиях социальной изоляции. Осмысление категории «одиночество» в ее динамичности и остроте протекания как специфического побудителя трансформации внутреннего мира личности позволяет рассматривать рефлексию в качестве средства саморегуляции. На основе ряда концептуальных допущений представлена модель процесса формирования рефлексивных структур и овладения рефлексивными умениями, «обретение себя». Технология саморазвития в целом направлена на формирование самоуправляющих механизмов личности и требует применения специально организованного внешнего управления. Особое место в статье занимает анализ сложности субъективных переживаний одиночества, формирующихся на основе структуры, механизмов и процессов головного мозга, понимание работы которых обусловливает способность человека создавать, переживать и изменять внутреннюю картину мира. Поэтому при проведении исследования в дальнейшем перспективным следует считать метод нейросетевых алгоритмов анализа поведения несовершеннолетних с применением полиграмм на компьютерном полиграфе. Создание виртуальной модели несовершеннолетнего испытывающего одиночество позволит, с одной стороны, провести распознавание объекта управления по системе признаков, а с другой – на основе рефлексивного анализа осуществить коррекционную работу.
Ключевые слова: 
одиночество, несовершеннолетние делинквенты, рефлексия, саморегуляция, криминальное поведение, социальная и эмоциональная изоляция, переживание, стрессогенный фактор, внутренний мир, самопознание, нейросетевые алгоритмы, полиграф
Библиографический список: 

1. Бакалдин С. В. Одиночество и его связь с функциями: дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2007. – 170 с.
2. Власова Е. Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции: дис. ... канд. психол. наук. – М.: 2000. – 119 c.
3. Волохова В. И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна // Мир науки, культуры и образования. – 2013. – № 5 (42). – С. 244–248.
4. Лапшина Т. Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции: дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 181 с.
5. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат,1989. – 304 с.
6. Молчанова Н. В., Галагузов А. Н. Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 33–37.
7. Петрова А. А. Социологическая модель подросткового одиночества: структура, причины, следствия // Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 10. – С. 87–93.
8. Петровский А. В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 220 с.
9. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.
10. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
11. Семенов И. Н. Методологические проблемы этиологии и типологии рефлексии в психологии и смежных науках // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 2. – С. 24–45.
12. Собольников В. В., Миллионер М. С. Одиночество несовершеннолетних в условиях социальной изоляции: концептуально-категориальный дискурс // Мир науки, культуры, образования: научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 299–301.
13. Собольников В. В., Савина Н. Н. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентной группы риска // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2015. – № 6. – С. 69–85.
14. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 173–177.
15. Собольников В. В. Практическая психология для юристов: учебное пособие. –Новосибирск: НГУ, 2002. – 316 с.
16. Соловьева С. Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. – 128 с.
17. Hartmann E. Boundaries: A New Way to Look at the World. – Copyright, 2011. – 265 p.