УДК: 
159.99+376.2/3/4
Адеева Татьяна Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, adeeva.tanya@rambler.ru, Кострома

Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей

Аннотация: 
В статье проведен анализ наиболее проблемных аспектов психологической готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей. Показаны проблемы формирования мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов готовности у педагогов и родителей детей с ОВЗ. У педагогов преобладает внешняя мотивация, отмечаются трудности изменения отношения к образовательному процессу, трудности восприятия его как вариативного, имеющего несколько траекторий. Для родителей детей с ОВЗ инклюзивное образование является ситуацией неопределенности, поскольку отсутствуют четкие представления о задачах и организации процесса, иногда - завышенный уровень ожиданий. В обеих группах родителей отмечен недостаточный уровень сформированности качеств, необходимых для эффективного взаимодействия. Определены некоторые факторы, влияющие на формирование психологической готовности к инклюзии у педагогов и родителей.
Ключевые слова: 
психологическая готовность, инклюзивное образование, родители, педагоги, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список: 

1. Авакян А.В., Азатян Т.Ю., Чеснокова Г.С. Инклюзивное образование: формирование международного профессионального сообщества // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 186-189.
2. Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. №3. – С. 70-78. – [Электронный ресурс]. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения 21.07.2017).
3. Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителя / Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии [Текст]: коллективная монография / ред. Е.И. Горбачева. – Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 166 - 194.
4. Глухова Е. С., Литвина С. А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2013. – URL: http: // edu -open.ru (дата обращения: 23.06.2016).
5. Дегтярева Т.Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию человека с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 137-140 – [Электронный ресурс]. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения 21.07.2017).
6. Леонова Е.В., Глебова Ю.Ю. Анализ состояния готовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды // Интеграционные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т.1. – №1. – С. 78 - 82. – [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru (дата обращения: 24.06.2017).
7. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 20. №1. – С.10-17. – [Электронный ресурс]. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения 20.07.2017).
8. Палецкая Т.В., Рюмина Т.В. Оценка достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 93-98. – [Электронный ресурс]. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения 24.07.2017).
9. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: философия, педагогика, психология. – 2015. – № 11. – С.54 - 62.
10. Слюсарева Е.С. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (Ч.1) – С. 179 - 183. – [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru (дата обращения: 18.06.2017).
11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ. – URL: http: // минобрнауки.рф / документы / 2974(дата обращения: 24.07.2017).
12. Хайрудинова Р.И. Проблема формирования психологической готовности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов к реализации инклюзивного образования // Симбирский научный вестник. – 2015. – №3. С. 111 - 113. – [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru (дата обращения: 25.06.2017).
13. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: ценностный аспект // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 102 - 111.
14. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию: теоретический и прикладной аспект. – Тула, Изд-во: Гриф и К, 2013. – 173с. – [Электронный ресурс]. URL: http: // e-library.ru (дата обращения 21.07.2017).