УДК: 
37.0+371
Кобелева Елена Павловна
Кандидат педагогических наук, доц., зав. кафедрой английского языка, Сибирский государственный университет путей сообщения, kobelevaep@mail.ru, Новосибирск
Крутько Елена Александровна
Кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, eakrutko@fa.ru, Москва

Обращение к педагогическому опыту А. С. Макаренко в век центениалов

Аннотация: 
В настоящее время расширяется и видоизменяется понимание образовательного процесса, его содержания и его функций. Наравне с оптимистическими прогнозами преподаватели все чаще поднимают вопрос о кризисе образования. В данной статье дается попытка сравнить педагогический опыт и проанализировать наследие выдающегося советского педагога А. С. Макаренко, перед которым стояли задачи профессионального плана намного сложнее, чем перед современными педагогами. В статье дается анализ педагогической деятельности А. С. Макаренко с точки зрения эффективной организации современной образовательной среды, ориентированной на обучение современного поколения обучающихся (поколение Z, центениалов). В статье выявляются пересечения педагогического опыта воспитания подростков на основе методологических позиций А. С. Макаренко и особенностей современных образовательных реалий, анализируются особенности контингента обучающихся вуза с точки зрения теории поколений, описываются возможности информационной образовательной среды, создание которой служит решению проблемы обучения студентов-центениалов.
Ключевые слова: 
образовательный процесс, наследие Макаренко А. С., центениалы, информационная образовательная среда, информатизация образования.
Библиографический список: 

1. Агавелян Р. О., Войтюк Д. К. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 216 с.
2. Батакова Н. В., Батаков Б. Л. К вопросу об индивидуализации процесса обучения студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. – Вып. 1 (11). – С. 69–72.
3. Ваганова Н. О., Силкина Н. В. Педагогическая интеграция в условиях университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6 (55). – С. 15–17.
4. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 31–39.
5. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. – Ереван: Луйс, 1981. – 218 с.
6. Дудина М. Н. Тенденция развития образовательного пространства и обучение в российском вузе // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 35–38.
7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
8. Иванова С. В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах // Ценности и смыслы. – 2014. – № 2 (30). – С. 40–49.
9. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. – 2017. – № 3 (72). – С. 3–16.
10. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н. Отраслевое профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 137–141.
11. Кобелева Е. П. К вопросу о повышении эффективности контекстной иноязычной подготовки экономистов в системе отраслевого профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – № 3 (5). – С. 19–24.
12. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 215 с.
13. Крутько Е. А. Социально-философский анализ форм отчуждения при изучении иностранных языков // Философия образования. 2017. – № 1 (70). – С. 55–59.
14. Кустова В. А., Шевнина О. Е. История формирования европейского образовательного пространства: Болонский процесс // Молодежный научный форум «Общественные и экономические науки»: электр. сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. – М.: МЦНО, 2013. – С. 42–46.
15. Макаренко А. С. Собрание сочинений в четырех томах. – М.: Правда, 1987. – Т. 4. – 576 с.
16. Матвиенко Е. Н. Организационно-педагогические условия эффективности самостоятельной работы студентов-экономистов // Вестник сибирского государственного университета путей сообщения. – 2014. – Вып. 31. – С. 179–183.
17. Островая Ю. С., Аксянова З. И. Использование ИКТ на занятиях французского языка // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – С. 208–214.
18. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
19. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Аксиологический аспект социализации личности в обществе постмодерна // Философия образования. – 2017. – № 5 (68). – С. 125–131.
20. Таскаева Е. Б., Парицкая Е. П. Методология разработки учебного пособия «Английский для таможенников» в контексте компетентностно ориентированной иноязычной подготовки таможенников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2012. – № 27. – С. 162–166.
21. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2008. – 399 с.
22. Goodman P. Compulsory Miseducation. – Hermandsworth: UK, Penguin Books Publ., 1971. – 128 p.
23. Howe, Neil; Strauss, William. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. – New York: William Morrow & Company, 1991.