УДК: 
376.2+371
Родионова Елена Леонидовна
Кандидат педагогических наук, заместитель министра образования Нижегородской области, Министерство образования Нижегородской области, official@obr.kreml.nnov.ru, Нижний Новгород

Социокультурное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Аннотация: 
В статье раскрывается значимость социокультурного развития обучающихся в контексте ФГОС ОО. Статья посвящена актуальной проблеме социокультурного развития обучающихся, понимаемого в контексте интеграции их социального и культурного развития в реальной многомерной и многоаспектной деятельности. Данная тема актуальна в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего образования. Доказано, что социокультурное развитие в условиях динамично изменяющегося мира осуществляется с учетом построения возрастных нормативов развития, учитывающих максимальные возможности обучающихся на определенной ступени развития. Новизна исследования состоит в обосновании возможности социокультурного развития учащихся как социокультурной практики, обеспечивающей развитие социокультурного опыта. Базой исследования служат теоретические и методологические основы системно-деятельностного, социокультурного, культурологического подходов. Раскрыты основные педагогические условия социокультурного развития обучающихся. Подчеркивается, что решение данной проблемы осуществляется в контексте построения индивидуального маршрута учащимися, обеспечивающего им развитие персонального пути.
Ключевые слова: 
социокультурное развитие, социокультурная деятельность, педагогические условия социокультурного развития обучающихся, социокультурная практика.
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. – 2010. – № 4. – С. 4–18.
2. Инновационное развитие: экономика, ресурсы, управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 624 с.
3. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 432 с.
4. Максимова С. А., Герасимова И. В. Культурные эффекты повышения квалификации педагогов: на пути к человеку эпохи постмодернизма // Нижегородское образование. – 2014. –№ 4. – С. 4–13.
5. Мудрик А. В. Социокультурные вызовы современной школе на макроуровне // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. –С. 117–124.
6. Николина В. В., Родионова Е. Л. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании // Нижегородское образование. – 2014. – № 2. – С. 104–111.
7. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. – 2017. – № 2 – С. 269–280.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.