УДК: 
373.3/.5
Дедова Ольга Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования, Нижегородский институт развития образования, luna-7@inbox.ru, Нижний Новгород
Яшина Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Нижегородский институт развития образования, yashina-nata58@mail.ru, Нижний Новгород

Педагогическая мастерская как эффективная модель управления развитием коммуникативной компетентности педагога

Аннотация: 
Одним из главных событий современного образования является его стандартизация. В связи с введением профессионального стандарта педагога актуальными становятся требования к его профессиональной компетентности. В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетентности педагогов посредством курсовой подготовки в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Одной из наиболее эффективных форм многоуровневой вариативной системы дополнительного образования педагогов является педагогическая мастерская (С. А. Мухина, Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова). В статье описывается опыт деятельности кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по профессиональному развитию педагогов в рамках инновационной деятельности посредством командного подхода. Доказана эффективность командного подхода в обучении педагогов; описано содержание занятий, их типология и структура.
Ключевые слова: 
профессиональный стандарт педагога, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, дополнительное профессиональное образование, педагогическая мастерская, инновационная деятельность, командный подход.
Библиографический список: 

1. Дедова О. Ю. Диагностические умения как показатель психолого-педагогической компетентности педагога непрерывного образования // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 223–238.
2. Дедова О. Ю. Психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога непрерывного образования (дошкольного и начального): дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2012. – 230 с.
3. Деменева Н. Н. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов // Нижегородское образование. – 2014. – № 2. – С. 59–64.
4. Игнатьева Г. А., Крайникова М. К., Мольков А. С., Тулупова О. В., Фефелова О. Е. Проектирование и сценирование инновационных форм учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования: методические рекомендации. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 76 с.
5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1995. – 408 с.
6. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? [Электронный ресурс]. – URL: http://ipk74.ru/files/vmk/keup/ped.mast.doc (дата обращения: 17.05.2017)
7. Тивикова С. К., Дедова О. Ю., Яшина Н. Ю. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного образования: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 135 с.
8. Тивикова С. К. Многоуровневая вариативная модель подготовки учителей к реализации ФГОС начального общего образования // Нижегородское образование. – 2011. – № 2. – С. 79–85.
9. Тивикова С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход: монография. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 212 с.
10. Andersh E. Q., Staats L. C., Bostrom R. N. Communication in everyday use. – 3rd ed. – NY., 1969. – 208 с.
11. Rogers C. Freedom to learn for the 80-s. – N.Y.: Toronto-Sydney, 1983.