УДК: 
37.0+373
Беляев Геннадий Юрьевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, gennady.belyaev2011@yandex.ru, Москва

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ, АКТИВНО ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ «МОРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация: 
Статья содержит развернутый содержательный перечень современных зарубежных методик воспитания, отвечающих задачам подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной деятельности в различных образовательных организациях. Моральное образование или моральное воспитание, moral education – термин, достаточно прочно укорененный в теории и практике зарубежного образования. В мировой практике образование как общественное явление традиционно включает в себя такие компоненты культуры, как наука, религия, искусство, технология. В перечень этих компонентов культуры включается и мораль, причем субъектами морального воспитания в разном акцентировании выступают и семья, и государство, и общество. В ряде стран функции морального воспитания практически полностью передаются семье и этот социальный институт, его роль в воспитании определяются как приоритетные в моральном образовании (например, Дания). В других странах субъектами морального воспитания активно выступают не только общественные организации, но и государственные структуры (например, в традициях Германии, Франции, Японии). В третьей группе стран приоритетность морального образования отводится как бы в равной мере обществу и государству, но в большей мере на уровнях федерального, местного, регионального управления (например, в Великобритании (Шотландия, Уэльс со своими особенностями регионального образования), США (например, Калифорния или Техас), в Индии, Мексике). В четвертой группе стран приоритетность морального воспитания официально закрепляется за государственными и социально-политическими структурами с многосторонней и глубокой идеологизацией гражданского воспитания (например, в КНР, КНДР, к ним примыкают Сингапур и Индонезия). Российское образование, судя по векторам его развития последних двадцати лет, находится в переходном состоянии, сочетающем приоритеты как государственного (традиции СССР), так и общественного влияния на содержание, формы, методы и методики морального воспитания. Поэтому обзор зарубежного опыта в виде содержательного анализа ряда ключевых по значимости и распространенности в системах образования методик организации морального воспитания, связи их технологической стороны и смыслового содержания был бы полезен для обновления теоретической и практической базы подготовки специалистов в сфере воспитания в рамках педагогических вузов.
Ключевые слова: 
методика организации творческой мастерской, методика организации кейс-студии, методика организации квеста, методика организации окружающей ребенка предметно-эстетической среды.
Библиографический список: 

1. Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов – М.: Виарт; Тверь, 2011. – 148 с.
2. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальности // Интеграция науки и высшего образования. – 2006. – № 1. – С. 67–74.
3. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 36–39.
4. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат: методическое пособие / под ред. П. В. Степанова. – М.: Педагогическое общество России, 2017.
5. Педагогические мастерские: Франция – Россия / сост. Э. С. Соколова, И. А. Мухина; под ред. Э. С. Соколовой; пер. с фр. Л. М. еляевой.  – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
6. Демакова И. Д. Смыслы воспитательной деятельности педагога: вызовы нового времени // Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей. – М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. – С. 42–64.
7. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 192 с.
8. Степанов П. В. Воспитательный потенциал российского учительства и проблема профессиональной мотивации педагогов // Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства.  – М.: МПГУ, 2010. – С. 29–41.
9. Степанов П. В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28).  – С. 20–30.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (дата обращения: 18.09.2018).
11. Что такое квест? [Электронный ресурс]. – URL: http://womanadvice.ru/chto-takoe-kvest-vidy-kvestov-i-pravila-ih-prohozh... (дата обращения: 08.07.2018).
12. Broadfoot P., Crossley M., Schweisfurth M. Changing Educational Contexts, Issues and Identities: 40 years of Comparative Education.  – Taylor & Francis. Routledge. UK, 2007. – 432 p.
13. Hargreaves D. Teaching as a Researched-based Profession: possibilities and prospects. – London, 1996.