УДК: 
371(09)
Реморенко Игорь Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, Московский городской педагогический университет, remorenkoim@mgpu.ru, Москва

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНЫХ ШКОЛ И УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация: 
В статье рассмотрен исторический аспект развития деятельности общественно-активных школ, отражены основные проблемы педагогического, ученического самоуправления. Описаны истоки педагогического и ученического самоуправления школой. Представлен опыт обсуждения ключевых вопросов управления школой с педагогической и ученической общественностью. Проанализированы основания подготовки педагогов, которые вели бы учебную и воспитательную работу в соответствии с требованиями того времени. Описана деятельность педагогического самоуправления коллективом. Раскрыты процессы педагогического, ученического самоуправления на внутрисистемном, внутришкольном уровне, появление педагогических профессиональных объединений, а вместе с ними и феномена педагогической культуры. Рассмотрена особая роль классного руководителя в идеях самоуправления школой.
Ключевые слова: 
государственно-общественное управление образованием; система образования; педагогическое и ученическое управление; соуправление школой.
Библиографический список: 

1. Адамский А. И. Общественный образовательный договор (Очерк образовательный политики) // Перемены. – 2001. – № 3. – С. 4–20.
2. Бобков Ф. А. Проблемы классного руководства (групповодства) в истории советской школы и педагогики (1917–1931 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1977. – 20 с.
3. Бочкарев В. И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–13.
4. Бочкарев В. И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1998. – 38 с.
5. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. – Изд. 2-е. – М.: Земля и фабрика, 1923. – 149 с.
6. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
7. Годин П. Г. Колхоз и подготовка молодежи к труду: [Ученические бригады колхоза им. XX съезда КПСС, г. Новопавловск Ставроп. края]. – М.: Знание, 1985. – 79 с.
8. Иванов А. В. Проблема коллектива в новых социокультурных условиях: интеракционистиская и когнитивистская ориентации: монография. – М.: Перспектива, 2017. – 167 с.
9. Иванов И. П. Методика коммунарского движения. – М.: Педагогика, 1990. – 143 с.
10. Каптерев П. Ф. Новейшая русская педагогия, ее главнейшие идеи. Направления и деятели.– СПб.: Земля, 1914. – 212 с.
11. Карасев В. В. Попечительские советы образовательных учреждений как форма активизации сельского сообщества // Активизация взаимодействия сельской школы и сообщества: сб. статей. – Самара: Профи, 2001. – С. 66–69.
12. Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника // Советская педагогика. – 1969. – № 11. – С. 28–34.
13. Крупская Н. К. О школьном самоуправлении // Педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957. – 174 с.
14. Крылова Н. Б. Задачи демократизации управления образованием // Управление образованием. – 2007. – № 4. – С. 51–52.
15. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Коллектив и личность ребенка. – М.: [б. и.], 1971. – 37 с.
16. Луначарский А. В. Речь на 1 Всероссийском съезде по просвещению 26 августа 1918 г.  // Учительская газета. – 1989. – 15 марта (№ 32).
17. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. – М.: [б. и.], 1956. – 579 с.
18. Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика. – 1966. – № 11. – С. 27–34.
19. Общественно-активная школа [Электронный ресурс]. – URL: http://khb–s68.edusite.ru/p356aa1.html (дата обращения: 18.01.2018).
20. Плетнев П. А. Обязанности наставников юношества. – СПб.: Книга по Требованию, 1838. – 24 с.
21. Рожкова М. И. Классному руководителю. – М.: Владос, 2001. – 280 с.
22. Толстов А. С. Очередные задачи отдела единой школы // Народное просвещение. – 1923. – № 4–5. – С. 87–90.
23. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. – М., Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1974.– 774 с.