Ипатенкова Юлия Андреевна
Без ученой степени, аспирантка факультета педагогики, Северо-восточный Педагогический Университет, unior7@mail.ru, КНР, г. Чанчунь
Аннотация:
Проблема и цель. В статье актуализируется необходимость понимания сущности понятия «сравнения», поскольку невнятность терминов понятийно-терминологического аппарата является одной из причин низкого описательного уровня сравнительно-педагогических исследований во многих странах, включая Россию. Целью статьи является раскрытие сущности понятия «сравнение» и выявление его особой роли для сравнительной педагогики.
Методология. В статье сущность понятия «сравнение» раскрывается на трех уровнях: сравнение как мыслительный процесс, сравнение как научный метод и сравнение как сравнительный кругозор. Сравнение как мыслительный процесс присуще каждому человеку, оно помогает нам познавать мир и формировать представления об объектах и явлениях. Сравнение как научный метод появилось в результате развития науки, что помогло ему перейти от простого мыслительного процесса на более научный уровень. В статье отмечается, что сравнительный научный метод применяется во многих отраслях науки и он не является ключевым содержанием сравнения в сравнительной педагогике. Автор подчеркивает, что в сравнительной педагогике, а также во всех других сравнительных отраслях социологической науки сравнение подразумевает не просто мыслительный процесс и метод научного познания, но и более высокий уровень – «сравнительный кругозор», благодаря которому исследователь может посмотреть на предмет своего исследования с разных сторон и улучшить его понимание.
Заключение. Раскрыв сущность «сравнения» на трех уровнях, автор подчеркивает, что сравнительно-педагогические исследования во многих странах столкнулись с общей проблемой – исследования находятся на поверхностном, описательном уровне, поэтому понимание истинной сущности сравнения как сравнительного кругозора является необходимым условием для улучшения качества исследований, повышения профессиональной компетенции людей, занимающихся исследованиями в области сравнительной педагогики.
Ключевые слова:
сравнение, сравнительный метод, сравнительный кругозор, сравнительная педагогика
Библиографический список:
1. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. – М.: Прометей, 2013. – 162 с.
2. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. – М.: Ленанд, 2011. – 813 с.
3. Светлов В. А. История научного метода. – М.: Деловая книга, 2008. – 800 с.
4. Bray M., Adamson B., Masom M. Comparative Educational Research: Approaches and Methods // Springler. Comparative education research centre the University of Hong Kong. – 2007. – P. 131–136.
5. Bray M., Gui Q. Comparative education in great China: Contexts, characteristics, contrasts and contributions // Comparative Education. – 2001. – № 37 (4) – P. 451–473.
6. Cowen R. On History and on The Creation of Comparative Education // International Handbook of Comparative Education / eds. R. Cowen, A. M. Kazamias. – London; New York: Springer, 2009. – P. 10–23.
7. Farrell J. The Necessity of Comparisons in the Study of Education: The Salience of Science and the Problem of Comparability // Comparative Education Review. – 1979. – № 23 (1). – P. 3–16.
8. Noah H. J. Defining comparative educations // Relevant methods in comparative education. Hamburg: UNESCO Institute for Education, 1973. – P. 109–117.
9. 饶从满 ,付轶男.中国比较教育的问题与出路//外国教育研究. – 2005. – 第2期. – P. 1–10.
10. 杨乃乔.比较文学概论. – 北京:北京大学出版社, 2002. – P. 111.