Тихомирова Елена Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, tichomirowa82@mail.ru, Кострома
Самохвалова Анна Геннадьевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, директор Института педагогики и психологии, Костромской государственный университет, a_samohvalova@ksu.edu.ru, Кострома
Кирпичник Анатолий Григорьевич
Кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Костромской государственный университет, kag1950@mail.ru, Кострома
Долотова Дария Андреевна
Магистрант 2 курса, Костромской государственный университет, nomail@no.no, Кострома
Современные технологии воспитания: опорные точки дискуссии
Аннотация:
Проблема и цель. Проблема технологизации воспитания сегодня стоит особенно остро. Она актуализируется контекстом возникшего противоречия в практике воспитания между осознанием педагогической общественностью потребности в личностно-ориентированном воспитании, позволяющем учитывать индивидуальные интересы и раскрывать потенциалы каждого ребенка, с одной стороны, и существующей тенденцией стандартизации образования для гарантированного достижения заранее заданных государственной системой результатов, с другой стороны.
Цель статьи – определить и описать опорные точки дискуссии, сложившиеся в современной теории и практике воспитания, обосновать применение современных технологий воспитания.
Методология. Авторы считают необходимым при рассмотрении проблемы технологизации воспитания исходить из междисциплинарного, системного и синергетического подходов, отвечающих запросам современной практики воспитания, стремящейся к соответствию тенденциям изменения мира.
К дискуссионным вопросам авторы относят ориентацию на западные технологии и традиции воспитания, цифровизацию воспитания, удержание баланса между жесткой алгоритмизацией и персонификацией технологий, необходимость детерминации выбора технологий методическим подходом к воспитанию, дискуссионный вопрос о терминологической определенности феномена «технологии воспитания».
Описаны наиболее востребованные в современной практике воспитания молодежи технологии: организации флешмоба и проектной деятельности.
Приведены и описаны результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме восприятия флешмоба молодежью, принимающей активное участие в жизни ближайшего микросоциума. Делается вывод об амбивалентном отношении юношей и девушек к флешмоб-технологии: отмечается как ресурсный потенциал для развития личности, так
и психолого-педагогические ограничения флешмоба.
В заключении авторы приходят к выводу, что новые технологии – это те, которые востребованы педагогами и учащимися, удовлетворяют их образовательные интересы и потребности, оптимально развивают участников педагогического процесса, отвечают запросам общества, требованиям современного производства.
Несмотря на рассмотренные аргументы противников технологизации воспитания, авторы считают, что новые технологии воспитания в целом несут в себе огромный потенциал, при этом важно, чтобы заложенное содержание деятельности и формы работы были сообразны возрастным интересам, возможностям участников.
Результаты исследования дают основания считать, что современные технологии воспитания при условии соблюдения этических основ и гуманистических принципов воспитания обладают акмеологическим потенциалом и способствуют самопониманию и самореализации в юношеском возрасте.
Ключевые слова:
воспитание, технология, технологизация воспитания, соучастие, Российское движение школьников
Библиографический список:
1. Байбородова Л. В. Проблемы теории
и практики использования педагогических технологий в образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т. 2, № 2. – С. 69–76.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Лебедева О. В. Флешмоб – инновационная информационно-коммуникативная технология в работе с молодежью // Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заоч. науч.-практ. конф. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – С. 102–107.
4. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
5. Сапух Т. В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник ТГПУ. – 2016. –
№ 8 (173). – С. 30–34.
6. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 55. –
С. 5–9.
7. Титова Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 1 (191). – С. 88–95.
8. Тихомирова Е. В. Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ) // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 3. – С. 227–231.
9. Технологии педагогической деятель-ности. – Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.