УДК: 
378+355/359
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет, alexkatika@mail.ru, Саратов
Кузьминых Юрий Николаевич
Адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, kuzmin3101@mail.ru, Саратов

Выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза

Аннотация: 
Одним из приоритетных направлений отечественного образования является гражданское образование и воспитание. Возрастающие требования государства и общества к личности и профессионализму офицера; приоритетное значение гражданских качеств курсанта определяют необходимость и актуальность разработки программ и концепции воспитательной работы. Цель статьи – выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания у курсантов войск национальной гвардии России. Достижение высокого уровня гражданского самосознания обеспечивается рядом условий, обеспечивающих активизацию формирования гражданского самосознания курсантов. Создание педагогических условий рассматривается как совокупность благоприятных факторов, создаваемых в образовательном процессе, которые способствуют повышению уровня сформированности гражданского самосознания. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выделить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих формирование гражданского самосознания курсантов: мотивация курсантов на формирование гражданского самосознания; организация сотрудничества в системе «преподаватель – курсант – командир»; формирование профессионального самосознания.
Ключевые слова: 
воспитание; гражданское самосознание; курсант военного вуза; индивидуализация, формирование гражданского самосознания
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А., Суменков И. А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 4 (21). – С. 235–238.
2. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001. – 220 с.
3. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко / ред.-сост., примеч. С. С. Невской. – М.: Акад. Проект: Альма-Матер, 2006.  – 970 с.
4. Гаязов А. С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы // Вестник ВЭГУ. – 2018. – № 1 (93). – С. 40–57.
5. Евдокимова Е. Ю. Становление идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал.  – 2016. – № 2. – С. 82–87.
6. Ковалева Т. М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Индивидуально-ориентированная педагогика: сб. науч. трудов. – М.; Томск, 1997.  – 122 с.
7. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Основные подходы к содержанию и организации гражданского образования и воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 32–39.
8. Махинин А. Н. Актуализация политики формирования гражданской идентичности в студенческой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 3. – С. 52–57.
9. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон № 53-ФЗ, 1998. – 66 с.
10. О статусе военнослужащих. Федеральный закон № 76-ФЗ, 1998. – 56 с.
11. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1495, 2007. – 348 с.
12. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. – 2014. – № 1. – С. 57–65.
13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 335 с.
14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
15. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, № 4. – С. 106–109.
16. Филонов Г. И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 38–44.
17. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 83–91.