УДК: 
316.6+159.9+37.0
Лобзина Татьяна Павловна
Директор, Центр развития личности, Tatilo@mail.ru, Нижний Новгород

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Аннотация: 
Проблема и цель. Семья как социальный институт с присущей ей функционально-ролевой структурой имеет все условия для социального развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако родители не всегда готовы к реализации своей социализирующей функции. Развивая родительскую компетентность, педагог может опосредованно влиять на социальное развитие детей. Цель статьи. Представить диагностические методики и результаты исследования социальных качеств детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Показать динамику их развития в результате планомерной работы с родителями. Основные результаты. На основании исследования психолого-педагогической литературы предложен комплекс социальных качеств – базисных характеристик успешного социального развития дошкольника: активность, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения и самодисциплина, умение взаимодействовать, умение осуществлять самооценку, позитивный эмоциональный настрой. Констатирующий эксперимент показал, что состояние сформированности этих качеств детей находится на среднем и низком уровнях. На формирующем этапе эксперимента была организована работа с семьями детей экспериментальной группы. Основными условиями эффективной работы являлись компетентность родителей и организация субъект-субъектного взаимодействия в семье в процессе реализации семейных функций. Заключение. Контрольный эксперимент показал возросший уровень развития социальных качеств детей экспериментальной группы.
Ключевые слова: 
социальное развитие, комплекс социальных качеств, субъект-субъектное взаимодействие, родители и дети в семье, семейные виды деятельности, компетентность родителей, экспериментальная группа, контрольная группа
Библиографический список: 

1. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. – М.: Дрофа-Плюс, 2004. – 352 с.
2. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 250 с.
3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
4. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя [Электронный ресурс]. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 510 с. – URL: http://www.koob.ru (дата обращения: 17.02.2019).
5. Коломийченко Л. В. Социокультурная компетентность детей дошкольного возраста: сущность, основные параметры // Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, 26 апреля 2007 г.) Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 36–48.
6. Коробкова В. В. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика: учеб.-метод. пособие. – Пермь: ПГГПУ, 2011. – 164 с.
7. Метлякова Л. А. Диагностика воспитательного потенциала современной семьи: учебно-методическое пособие. – Пермь, 2011. – 237 с.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 17.02.2019).
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 10.02.2019).
10. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
11. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.