УДК: 
372.016:94 (47)
Хлытина Ольга Михайловна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, khlytina@mail.ru, Новосибирск

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ В УЧЕБНОМ ПОЗНАНИИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация: 
Проблема и цель. Внедрение ФГОС общего образования в практику обучения выявило потребность в детализации крайне обобщенных требований к результатам освоения основных образовательных программ. Цель статьи – обосновать систему учебных действий, составляющих умение работать с историческими источниками применительно к каждому году изучения истории в школе. Методология представлена системно-деятельностным подходом к обучению; учтены выводы педагогических и методических исследований, раскрывающих структуру и логику развития историко-познавательной деятельности школьников. Умение работать с историческими источниками трактуется как компонент «учебного исторического познания», т. е. учебной познавательной деятельности, для которой характерно активное и осознанное применение учениками элементов современной методологии научного исторического познания. В статье определены линии развития умения работать с источниками (возрастание познавательной самостоятельности школьников; усложнение приемов анализа источников в логике «чтение» – «комментирование» – «интерпретация»; расширение круга и числа исторических источников как объектов историко-познавательной деятельности учеников; усложнение исторического материала, изучаемого на основе источников); представлены формулировки планируемых результатов с 5-го по 11-й класс. В заключении делается вывод, что предложенная система планируемых результатов работы с историческими источниками поможет школьникам научиться верифицировать историческую информацию, а учителю – более качественно проектировать уроки, корректно проводить диагностические и оценочные процедуры.
Ключевые слова: 
школьное историческое образование, историко-познавательная деятельность, планируемые результаты, исторический источник, урок истории
Библиографический список: 

1. Алексашкина Л. Н. Методологические основы школьного курса истории: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1999. – 330 с.
2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
3. Вяземский Е. Е., Алексашкина Л. Н., Хлытина О. М. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 8. – С. 3–14.
4. Даутова О. Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2016. – 184 с. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
5. Девятайкина Н. И. Исторический источник как тренд современного урока (проект новой редакции ФГОС) // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 3, Ч. 1. – С. 193–203.
6. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. – М.: Развивающее образование, 2009. – 131 с.
7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011 – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).
8. Бехтенова Е. Ф. и др. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / отв. ред. О. М. Хлытина, В. А. Зверев. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 288 с.
9. История с древнейших времен до наших дней: программа. 5–11 классы / под общ. ред. П. А. Баранова, О. Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.
10. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. – М.: Луч, 2016. – 640 с.
11. Ванина Э. В. и др. Методика обучения истории: учебник для вузов, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. – М.: Академия, 2014. – 428 с. – (Высшее образование: Педагогическое образование. Бакалавриат).
12. Демидова М. Ю. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
13. Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями). – URL: http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 16.01.2019).
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции [Электронный ресурс]: Проект Приказа Министерства образования и науки РФ (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017). – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/ (дата обращения: 16.01.2019).
16. Стрелова О. Ю., Маринкина Л. Г. Предметные результаты обучения истории детализированы: что дальше делать учителю и методисту? // Преподавание истории в школе. – 2019. – № 1. – С. 36–46.
17. Хлытина О. М. Методологический компонент учебного исторического познания на старшей ступени школы // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 209–219.
18. Хлытина О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. – 2011. – № 3 (61). – С. 367–373.