УДК: 
378+62
Волегжанина Ирина Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки", Сибирский государственный университет путей сообщения, erarcher @mail.ru, Новосибирск

Модель становления и развития профессиональной компетентности инженера в отраслевом научно-образовательном комплексе (на примере транспортного вуза)

Аннотация: 
В статье представляется один из возможных путей становления и развития профессиональной компетентности инженера в условиях цифровых трансформаций производства и образования. Рассматривается моделирование как значимый этап исследования, направленный на создание виртуального двойника изучаемого педагогического феномена. Такой виртуальный двойник является «идеальной целью» для образовательной практики, указывающий направления ее достижения в интегративной профессионально-образовательной среде отраслевого научно-образовательного комплекса. В состав данного комплекса включены отраслевой технический вуз, научно-исследовательская лаборатория и производственное подразделение работодателя. Цель работы – обосновать и создать спиральную модель, раскрывающую переход будущих инженеров по чередующимся жизненным циклам знаний участников отраслевого научно-образовательного комплекса. Этот переход реализуется адекватными состоянию профессиональной компетентности педагогическими стратегиями, осуществляемыми в деятельности по разработке сквозных междисциплинарных проектов преемственно от младших курсов к старшим. Выделенные педагогические стратегии конкретизируются посредством специального педагогического обеспечения: тактики, организационно-педагогические условия, педагогический инструментарий. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены программные и методические решения для реализации спиральной модели в транспортных вузах, разработанные в рамках гранта Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте (гос. контракт № 30/16 от 30.05.2016).
Ключевые слова: 
профессиональная компетентность инженера, научно-образовательный комплекс, спиральная модель, жизненный цикл, педагогические стратегии, отрасль, транспортный вуз
Библиографический список: 

1. Волегжанина И. С. Разработка виртуальной образовательной среды с контентом в форме онтологий для управления знаниями в системе «отрасль – отраслевая образовательная организация» // Качество. Инновации. Образование. – 2017. – № 9 (148). – С. 3–13.
2. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. – 2010. – Том 2. – № 1(3). – С. 11–20.
3. Дресвянников В. А. Особенности жизненных циклов различных экономических систем // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 6. – С. 18–35.
4. Кузнецова Н. В., Носырева И. Г. Модель жизненного цикла человеческих ресурсов // Известия ИГЭА. – 2009. – № 3 (65). – С. 75–80.
5. Ломан И. А. Моделирование в образовательном пространстве // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 1 (23). – С. 86–90.
6. Мицук И. В., Хабаров В. И., Волегжанина И. С. Организация совместного управления знаниями в системе «отрасль – отраслевая образовательная организация» // Вопросы новой экономики. – 2017. – № 3 (43). – С. 91–97.
7. Хабаров В. И., Волегжанина И. С. Представление знаний в сетевых образовательных ресурсах // Информатизация образования и науки. – 2018. – № 4(40). – С. 162–176.
8. Хабаров В. И., Волегжанина И. С. Цифровые трансформации в профессиональном образовании (на примере подготовки кадров транспорта). – М.: РУСАЙНС, 2018. – 216 с.
9. Янова М. Г. Становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве: дис. … д-ра пед. наук. – Красноярск, 2014. – 438 с.
10. Volegzhanina I. S., Chusovlyanova S. V., Adol’f V. A., Bykadorova E. S., Belova E. N. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. – 2017. – №8 (Special Issue). – p. 39–61.
11. Volegzhanina I. S., Chusovlyanova S. V., Bykadorova E. S., Pakhomova J. V. Ontology-Based Virtual Learning Environment for Academic Knowledge Сo-Management (by an Example of Transport Universities) // Astra Salvensis, – 2018. – № VI (Special Issue). – p. 787–796.
12. Volegzhanina, I. S., Chusovlyanova, S. V., Bykadorova, E. S., Veselova, S. A., Zharova, J. V., Sorokina, T. V. Survival of engineers` knowledge within production processes digitalization // AD ALTA. Journal of Interdisciplinary Research. – 2019. – Issue 1. Special VI. – p. 31–35.