Томилина Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасность жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, cvetochek3200@mail.ru, Новороссийск
Аннотация:
В статье актуализирована важность и возрастающая потребность усиления государственного аспекта в патриотическом воспитании, проводимом с учащимися высшей профессиональной школы. Автор акцентирует внимание на то обстоятельство, что
в современных условиях все больше ученых и практиков придерживаются мнения о необходимости усиления воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, которой после завершения обучения в высших учебных заведениях предстоит работать
в государственных органах и структурах, о формировании из них компетентных специалистов и подлинных патриотов-государственников, способных на деле укреплять российское государство, содействовать его экономическому процветанию, укреплению обороноспособности, заботящихся о росте благосостояния российского народа, его консолидации
и настойчивому движению вперед по пути демократических преобразований.
Цель статьи – анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к теории и практике конструирования педагогической технологии и на этой основе разработка авторской технологии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи.
В работе кратко выполнен анализ состояния разработанности темы в отечественной педагогической науке, рассматривается сущность термина «педагогическая технология», ее характерные особенности и признаки. Показана специфика существующих технологий патриотического воспитания молодежи. Автором с опорой на труды отечественных ученых раскрываются основные положения и содержание педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи. Приводится структура педагогической технологии, включающая три ключевых компонента: концептуальный базис, содержательный и процессуальный; структурную схему педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи; этапы реализации педагогической технологии государственно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи (входной, изучения модулей целевой программы, мониторинга процесса государственно-патриотического воспитания, итоговой диагностики). Делается вывод, что предлагаемая педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи позволит заинтересовать преподавателей
и студентов, даст новый позитивный импульс в подготовке компетентных и патриотически-настроенных кадров для государственных органов и структур, которые добросовестно
и результативно будут трудиться на благо Отечества и российского народа.
Ключевые слова:
воспитание, патриотизм, государственно-патриотическое воспитание, педагогическая технология, структурная схема педагогической технологии, учащаяся молодежь, этапы
Библиографический список:
1. Беляев А. В. Гражданское образование в федеральном университете: проектирование, организация, управление: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 245 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2 кн. –Кн. 1. – Челябинск: ЧГПУ, 2012. – 411 с.
4. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.; Ростов н/Д.: МарТ: МарТ, 2005. – 448 с.
5. Корнилова М. Ю. Педагогическая технология патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя // Новая наука: современное состояние и пути развития: международное периодическое издание по итогам МНПК. – Оренбург: РИЦ АМИ, 2016. – С. 95–99.
6. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
7. Мальгин Е. Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Барнаул, 2009. – 22 с.
8. Пальчевский Б. В., Фридман Л. М. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика. – 1991. – № 6. – С. 26–32.
9. Романова Е. С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. – № 5. – URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 01.02.2019).
10. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org (дата обращения: 05.02.2019).
11. Словарь социального педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://didacts.ru (дата обращения: 05.02.2019).
12. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. – 136 с.
13. Томилина С. Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза // Человек и образование. – 2015. – № 2. – С. 48–52.