УДК: 
37(091)
Молоков Дмитрий Сергеевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, dsmolokov@mail.ru, Ярославль
Ходырев Александр Михайлович
Кандидат педагогических наук, проректор по научной работе, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, a.khodyrev@yspu.org, Ярославль
Данилова Лариса Николаевна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, yar-da.l@mail.ru, Ярославль

Аксиологические основы развития советской системы педагогического образования

Аннотация: 
Проблема и цель. Статья посвящена анализу системы ценностей и аксиологических основ развития советской системы педагогического образования. Цель статьи – определить состав и содержание ценностей советской системы подготовки педагогов и обосновать зависимость системы ценностей педагогического образования от влияющих на нее факторов. Методология. Основным инструментом исследования послужил системный подход, ориентированный на изучение свойств социальных систем и структур. Такое рассмотрение означает взгляд на систему подготовки педагогов в целом как на самостоятельную и уникальную систему, связанную с другими сферами общественной жизни. Структурный анализ позволил соотнести факторы, влияющие на педагогическое образование в СССР, с системой ценностей, которые сложились в этот исторический период. В силу того, что исследование носит ретроспективный характер, в нем были применены и историко-типологический, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Получению объективных данных способствовали источниковедческий и историографический анализ. Отметим, что авторами была систематизирована и запатентована электронная база источников педагогического образования; в статье же нашла отражение лишь их незначительная часть, которая демонстрирует проявление той или иной ценности подготовки педагогов. Решению исследовательских задач способствовали факторный, классификационный и диалектический анализ, а также абстракция и систематизация. На основе анализа историко-педагогических источников определены ценности и раскрыты аксиологические основы системы педагогического образования советской эпохи. Определен и структурирован состав ценностей профессиональной подготовки педагогов указанного исторического периода. Выявлена зависимость содержания ценностей от внешних и внутренних факторов развития педагогического образования в СССР. В результате проведенного исследования было установлено, что ценности педагогического образования, сложившиеся в советский период истории, представляют собой целостную уникальную систему. В заключение обобщаются ценности советской системы педагогического образования, состав и содержание которых свидетельствует об уникальности профессиональной подготовки педагогов в Советском Союзе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать исторически сложившуюся систему ценностей в ходе дальнейшей модернизации непрерывного педагогического образования в целом и учреждений по подготовке педагогов в частности.
Ключевые слова: 
ценности, система ценностей, содержание ценностей, подготовка педагогов, педагогическое образование, советская эпоха
Библиографический список: 

1. ГА РФ. – Ф. Р-130-4-208. – Оп. 10. – Д. 70. – 592 л.
2. Грехнёв В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе // Философия и общество. – 2010. – № 3. – С. 40–55.
3. Данилова Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX – начало XX века) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 134–142.
4. Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. – М.: Мысль, 1977. – 204 с.
5. Мазилов В. А. Профессор В. С. Филатов как основатель ярославской психологической школы // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 5. – С. 159–171.
6. Майер Б. О. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 26–33. – DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.
7. Заявка 2018620386 Российская Федерация. Источниковая база исследования профессиональной подготовки педагогов в России / Молоков Д. С. – свидетельство о регистрации базы данных RUS 2018620763; 03.04.2018; опубл. 20.06.18, Бюл. № 6.
8. Молоков Д. С. Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 13–18.
9. Молоков Д. С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х – первой половины 80-х годов: дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2004. – 178 с.
10. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3–10.
11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 87–98. – DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08.
12. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
13. Сластенин В. А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. – Барнаул: БГПУ, 1996. – С. 3–10.
14. Филатов В. С. Китайская школа на новых путях // Учительская газета. –1956. – 29 сентября. – С. 3.
15. Ходырев А. М., Молоков Д. С. Переосмысление педагогических взглядов К. Д. Ушинского в советский период отечественной истории // Ярославский текст в пространстве диалога культур: материалы конференции с международным участием. – Ярославль: ЯГПУ, 2016. – С. 45–48.
16. Ходырев А. М. Советская школа 50-х – середины 60-х годов как социокультурный феномен: монография. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – 160 с.
17. Arzymbetova S. Z., Bakhramova G. A., Mamytbayeva Z. A. Development of personality of teacher is in the system of pedagogical education // European Journal of Education and Applied Psychology. – 2017. – Vol. 1. – P. 26–30. – DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLL-17-1-26-29.
18. Asmolov A. G. Race for the Future // Russian Education and Society. – 2018. – Vol. 60, Iss. 5. – P. 381–391. – DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2018.1495017.
19. Byford A., Jones P. Policies and Practices of Transition in Soviet Education from the Revolution to the End of Stalinism // History of Education. – 2006. – Vol. 35, Iss. 4–5. – P. 419–426. – DOI: 10.1080/00467600600713070.
20. Cucciolla R. M. The Soviet Mind. Russian Culture under Communism // Europe-Asia Studies. – 2018. – Vol. 70, Iss. 1. – P. 130–131. – DOI: https://doi.org/10.1080/09668136.2017.1414449.
21. Evgrafova O., Chernova N., Shakirova R., Antropova G. Creating and Improving the System of Teachers’ Professional Development in the Republic of Tatarstan in 1920–1930s // EDULEARN17 Proceedings. – Barcelona, 2017. – P. 5193–5201. – DOI: 10.21125/edulearn.2017.2159.
22. Ewing E. T. Ethnicity at School: ‘Non-Russian’ Education in the Soviet Union during the 1930s // History of Education. – 2006. – Vol. 35, Iss. 4–5. – P. 499–519. – DOI: 10.1080/00467600600715018.
23. Kamińska M. Axiological foundations of civic education – the role of teachers // Essays on Education / ed. W. Sroczyński. – South Jordan, 2013. – P. 51–65.
24. Kaplan V. A Dress Rehearsal for Cultural Revolution: Bolshevik Policy towards Teachers and Education between February and October, 1917 // History of Education. – 2006. – Vol. 35, Iss. 4–5. – P. 427–452. – DOI: 10.1080/00467600600714755.
25. Kaser M. Resources for Russian Education: Soviet Strategies in Historical Context // History of Education. – 2006. – Vol. 35, Iss. 4–5. – P. 561–583. – DOI: 10.1080/00467600600715307.
26. Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P. at al. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele universitatii din craiova – seria istorie. – 2017. – Vol. 31, Iss. 1. – Р. 139–147.
27. Livschiz A. Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality // History of Education. – 2006. – Vol. 35, Iss. 4–5. – P. 541–560. – DOI: 10.1080/00467600600715109.
28. Loughran J. J. Developing a pedagogy of teacher education: Understanding teaching and learning about teaching. – London: Routledge, 2006. – DOI: 10.1093/OBO/9780199756810-0096.
29. Magsumov T. A. History of Russian education and pedagogics in search of self-identification // Theoretical & Applied Science. – 2016. – Vol. 01 (33). – P. 121–126. – DOI: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.01.33.21.
30. Maslinsky K. A. Codes of Conduct in the Soviet School System. Part 1: The Teacher as the Mouthpiece of the State // Russian Education and Society. – 2016. – Vol. 58, Iss. 5–6. – P. 428–451. – DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1295779.
31. Sumpf A. Confronting the Countryside: The Training of Political Educators in 1920s Russia // History of Education. – 2006. – Vol. 35. – Iss. 4–5. – P. 475–498. – DOI: 10.1080/00467600600714813.