УДК: 
37.0 + 37(09)
Кучеревская Марина Олеговна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, keymarina@mail.ru, Новосибирск
Шаляпин Олег Васильевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет, shalyapin.oleg@mail.ru, Новосибирск

Эволюция подходов к организации сравнительно-педагогических исследований

Аннотация: 
Проблема и цель. Статья посвящена проблемному полю сравнительной педагогики. Указываются временные рамки становления сравнительно-педагогических исследований, оформления их в научное направление. Анализируются источники сравнительной педагогики, проблема соотношения отечественного и зарубежного опыта в образовании. Цель статьи – проанализировать историю становления и развития теории и практики компаративных исследований, изучить тематику актуальных в отечественной компаративистике сравнительно-педагогических исследований. Методология. Исследование построено на основе сравнительно-исторического подхода, позволяющего сравнивать и анализировать исследуемый вопрос в исторической динамике, в конкретно-исторических условиях развития с учетом влияния социально-экономических факторов. Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение и интерпретация. С опорой на исследования отечественных компаративистов описаны ведущие подходы к организации сравнительно-педагогических исследований и их тематика, перечислены авторы первых научных публикаций, аргументирующих в пользу компаративных исследований. Делается вывод о схожих тенденциях в заимствовании педагогических идей в России и за рубежом. В заключении статьи автор аргументирует обновление проблемного поля сравнительной педагогики, с этой целью характеризует актуальную в отечественной компаративистике тематику сравнительно-педагогических исследований с опорой на результаты деятельности «Научного совета по проблеме сравнительной педагогики» на базе Института стратегии развития образования РАО в 2018 г.
Ключевые слова: 
компаративистика, сравнительная педагогика, методология сравнительно-педагогических исследований, международные исследования в области образования, международное сотрудничество в области образования
Библиографический список: 

1. Бражник Е. И. Особенности методов сравнительных педагогических исследований // Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры. – СПб.: РГПУ, 2005. – 267 с.
2. Бурзалова А. А. К вопросу о глобализации: экспансия или диалог [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 6. – С. 121–125. – URL: file:///C:/Users/T1000/Downloads/ByrzalovaAA.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
3. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232 с.
4. Вульфсон Б. Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1996. – 232 с.
5. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России: монография. – М.: Прометей, 2013. – 162 с.
6. Дудко С. А. Особенности методологии современных сравнительно-педагогических исследований в России и Франции [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 1 (46). – С. 60–71. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32724286_84105203.pdf (дата обращения: 14.02.2019).
7. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд [Электронный ресурс] // Философские науки. – 2016. – № 1. – С. 39–49. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25795006_24761178.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
8. Куракова Н. Г., Григорьев О. Г., Тихомиров И. А., Девяткин Д. А. Оценка соответствия мировому уровню исследований в условиях самоизоляции российской науки: проблемы и возможности решения [Электронный ресурс] // Экономика науки. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 6–4. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24226934 (дата обращения: 28.03.2019).
9. О журнале [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. – URL: http://ozp.instrao.ru/ (дата обращения: 11.03.2019).
10. Мандель Б. Р. Сравнительная педагогика: история, теория, проблематика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 573 с.
11. Федеральное государственное бюджет-ное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». История [Электронный ресурс]. – URL: http://www.instrao.ru/index.php/content-page/251-nauchnyy-sovet-po-probl... (дата обращения: 11.03.2019).
12. Тагунова И. А. Методологические проблемы сравнительной педагогики на современном этапе ее развития [Электронный ресурс] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2013. – № 3 (31). – С. 79–84. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21252979_80055367.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. – Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. – М.; Л.: Из-во Академии педагогических наук, 1948. – 656 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,4;fs,1/ (дата обращения: 28.03.2019).
14. Федеральное государственное бюджет-ное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Госзадание-2018. Итоги выполнения государственного задания № 074-00524-18-01 на 2018 год и на плановый период 2019и 2020 за 2018 год [Электронный ресурс]. – URL: http://www.instrao.ru/index.php/content-page/362-goszadanie-2018 (дата обращения: 15.03.2019).
15. Crosier D., Parveva T. Le Processus de Bologne: son impact en Europe et dans le monde [Электронный ресурс]. – UNESCO, 2014. – URL: http://publishing.unesco.org/details.aspx?Code_Livre=5040 (дата обращения: 14.03.2019).
16. Rethinking Education. Towards a Global Common Good? [Электронный ресурс]. – UNESCO, 2015. – URL: http://publishing.unesco.org/details.aspx?Code_Livre=5087 (дата обращения: 14.03.2019).
17. Benavot A. Rapport mondial de suivi sur l’éducation 2016 [Электронный ресурс]. – UNESCO, 2017. – URL: ublishing.unesco.org/details.aspx?Code_Livre=5176 (дата обращения: 14.03.2019).