Леванова Елена Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, levanova.46@mail.ru, Москва
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва
Пушкарева Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, pushkareva-tv@mail.ru, Москва
Серякова Светлана Брониславовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, umkped@mail.ru, Москва
Мегаполис как социокультурный и социально-педагогический феномен
Аннотация:
Анализ теоретической проработанности проблемы показал, что мегаполис изучают в русле социальной географии, экономики, урбанистики, социологии. В то же время в социальной педагогике и в социальной психологии мегаполис не стал самостоятельным объектом изучения, что сдерживает развитие этих отраслей социогуманитарного знания. Актуальность заявленного исследования для социально-педагогического и социально-психологического знания определятся слабой изученностью проблемы социализации подрастающих поколений в условиях мегаполиса, что сдерживает развитие теории воспитания и создает ряд трудностей в социальной практике.
Цель статьи. Дать характеристику мегаполиса как социально-культурного и социально-педагогического феномена.
Методология и методика исследования. Методологию исследования составили концепция социализации человека и исследование мегаполиса как мезофактора социализации человека.
Теоретические методы: анализ а) исследований по урбанистике и социологии города; б) демографического, этноконфессионального и социокультурного состава населения;
в) статистической информации о социокультурной сфере; г) криминальной статистики;
д) состояния социокультурной инфраструктуры; е) прессы и Интернет-ресурсов. Эмпирические методы: а) созерцательное включенное наблюдение; б) фокус-группы; в) экспертные оценки специалистов, исследователей и чиновников социальной сферы; г) углубленное изучение нескольких муниципальных районов.
Результаты исследования. В исследовании впервые дается характеристика мегаполиса в социально-педагогическом ракурсе. Предлагается синтезированное определение понятия «мегаполис», а также совокупность методов его изучения. Мегаполис охарактеризован как сложный, многосоставный, многоплановый феномен. Отдельно кратко описана архитектурно-планировочная среда мегаполиса и ее роль в социализации жителей. Дифференцировано описано население как совокупность возрастных, гендерных, социокультурных и социально-экономических страт, а также этнокультурных и конфессиональных слоев и общностей. и в том, и в другом случае намечаются взаимосвязи этих характеристик с социальным воспитанием. Особое внимание уделено проблемам человеческого капитала, культуре и контркультуре, сосредоточенным в мегаполисе, намечаются некоторые аспекты их взаимосвязи с социальным воспитанием.
Заключение. В целом исследование свидетельствует о том, что мегаполис обладает рядом социокультурных характеристик, имеющих как всеобщий характер, так и присущие различным по объективным причинам районам города, благодаря которым становится психолого-педагогическим феноменом, существенно определяющим социализацию и социальное воспитание проживающих в нем подрастающих поколений.
Ключевые слова:
мегаполис, социализация, социальное воспитание, архитектурно-планировочная среда, население мегаполиса, культура, контркультура
Библиографический список:
1. Иваненко Е. А. Мегаполис: Левиафан с человеческим лицом // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. – 2009. – № 1 (5). – С. 37–47.
2. Мегаполисы в условиях глобализации [Электронный ресурс]. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – URL: http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/76568-megapolisy-v-usloviyax-global... (дата обращения: 15.06.2019).
3. Мельникова Н. В. Формирование этнической толерантности в мегаполисе: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2012.
4. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Москва, 1976. –174 с.
5. Назарова Е. А. Регулирование миграции в столичном мегаполисе // Управление мегаполисом. – 2008. – № 1. – С. 83–93.
6. Памятушева В. В. Проблемы управления устойчивым развитием мегаполиса в условиях глобализации // Власть. – 2007. – № 5. – С. 40–60.
7. Парк Р. Е. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. – 2002. – Т. 2, № 3. – С. 3–12.
8. Пивоваров Ю. Л. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. – М.: Наука, 1999. – 286 с.
9. Пидодня Ю. А. Восприятие образа города (социально-психологический аспект) // Успех современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 72–73.
10. Порозов Р. Ю. Визуальные коммуникации как «period eye» // Дискуссия. Журнал научных публикаций. – 2012. – № 7 (25). – С. 21–24.
11. Сибирева М. Ю. Ранняя социализация в городской среде: дис. … канд. социол. наук. – СПб., 2011.
12. Симонова О. Б. Языки городской культуры: дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2007.
13. Скрипачева И. А. Современный город как культурная система: дис. … д-ра культурологии. – М., 2010.
14. Чичканова Т. А. Пространство города как предмет педагогического исследования (и постановки проблемы) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 4 (23). – С. 1–19. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414.pdf. (дата обращения: 15.06.2019).
15. Чумаков Д. С. Московский мегаполис в политических процессах глобализации: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2015.
16. Шаховой В. А. Проблемы московского мегаполиса в свете социологии // Управление мегаполисом. – 2010. – № 6. – С. 207–214.
17. Shils E. Center and Periphery: Essays in Macrosociology. – Chicago: University of Chicago Press, 1975.