УДК: 
373+159.922.7
Криволапчук Игорь Альлерович
Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва
Герасимова Анастасия Альлеровна
Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, ,, Москва
Чернова Мария Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, mashacernova@mail.ru, Москва

Динамика функционального состояния первоклассников в разные периоды учебного года

Аннотация: 
Введение. В настоящее время недостаточно изученным остается вопрос о динамике функционального состояния (ФС) детей в начальный период адаптации к обучению в школе в условиях дополнительных информационных нагрузок. Цель статьи. Выявить динамику ФС учащихся первых классов в условиях напряженных информационных нагрузок в процессе адаптации к современной информационно-образовательной среде. Методология и методика исследования. В исследовании принимали участие учащиеся первых классов (n = 48), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Изучение ФС детей проводили в разные периоды учебного года: на 2–3-й, 6–7-й, 15–16-й и 26–27-й неделях обучения. Для оценки ФС использовали комплекс физиологических, поведенческих и психологических показателей. Результаты исследования. Анализ изменений ФС первоклассников в разные периоды учебного года показал, что в начале систематического обучения в школе дополнительные информационные нагрузки вызывают у них выраженные физиологические, психологические и поведенческие изменения, характерные для психосоциального стресса. Динамика рассматриваемых показателей имела одинаковую направленность как у мальчиков, так и у девочек. По мере развития процесса адаптации к образовательной среде наблюдалась тенденция менее значительных изменений ФС на фоне существенного улучшения эффективности когнитивной деятельности. Эта тенденция была наиболее выражена при работе в комфортном темпе. Вместе с тем во все рассматриваемые периоды учебного года информационные нагрузки, реализуемые с максимальной скоростью, носили стрессогенный характер. Это вызывает необходимость применения, начиная с первых недель систематического обучения в школе, комплекса профилактических психолого-педагогических и физиолого-гигиенических мероприятий, направленных на оптимизацию ФС организма учащихся первых классов в условиях современной информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: 
информационная нагрузка, функциональное состояние, адаптация к школе, разные периоды учебного года, физиологические, психологические и поведенческие показатели
Библиографический список: 

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
2. Антропова М. В. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – 67 с.
3. Баевский Р. М., Иванов, Г. Г., Гаврилушкин А. П., Довгалевский П. Я., Кукушкин Ю. А., Миронова, Т. Ф., Прилуцкий Д. А., Семенов А. В., Федоров В. Ф., Флейшман А. Н., Медведев М. М., Чирейкин Л. В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник аритмологии. 2002. – Т. 24. – C. 65–86.
4. Брязгунов И. П., Михайлов А. Н., Cтолярова Е. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. – М.: МЕДПРАКТИКА–М, 2008. – 144 с.
5. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
6. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. – СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. – 368 с.
7. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
8. Криволапчук И. А. Функциональное состояние подростков с высокой и низкой стрессовой реактивностью при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности. – 2014. – Т. 64, № 3. – С. 279–291. – DOI: 10.7868/S0044467717010099.
9. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 1 2. – С. 1183–1188. – DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188.
10. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Особенности регуляторных компонентов познавательной деятельности у детей 5–10 лет с изменениями электрической активности мозга лимбического происхождения // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2016. – Т. 66, № 4. – С. 458–469. – DOI: 10.7868/S0044467716040109.
11. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 432 с.
12. Boyce W. T., Quas J., Alkon A., Smider N. A., Essex M. J., Kupfer D. J. Autonomic reactivity and psychopathology in middle childhood // Br J Psychiatry. – 2001. – Vol. 179, Iss. 2. – P. 144–150. – DOI: 10.1192/bjp.179.2.144.
13. Chen E., Matthews K. A., Salomon K., Ewart C. K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children’s personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. – 2002. – Vol. 21, №1. – P. 16–24. – DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0278-6133.21.1.16.
14. Coelho V. A., Romão A. M. Stress in Portuguese Middle School Transition: A Multilevel Analysis // Span J Psychol. – 2016. – Vol. 19. – E61. – DOI: 10.1017/sjp.2016.61.
15. Escobar M., Alarcón R., Blanca M. J., Fernández-Baena F. J., Rosel J. F., Trianes M. V. Daily stressors in school-age children: a multilevel approach // Sch Psychol Q. – 2013. – Vol. 28, № 3. – P. 227–238. – DOI: 10.1037/spq0000020.
16. Galanti M. R., Hultin H., Dalman C., Engström K., Ferrer-Wreder L., Forsell Y., Karlberg M., Lavebratt C., Magnusson C., Sundell K., Zhou J., Almroth M., Raffetti E. School environment and mental health in early adolescence – a longitudinal study in Sweden (KUPOL) // BMC Psychiatry. – 2016. – Vol. 16, № 16. – Р. 243. – DOI: 10.1186/s12888-016-0919-1.
17. MacKinnon McQuarrie M. A., Siegel L. S., Perry N. E., Weinberg J. Reactivity to stress and the cognitive components of math disability in grade 1 children // J Learn Disabil. – 2014. – Vol. 47, № 4. – P. 349–365. – DOI: 10.1177/0022219412463436.
18. Obradović J., Bush N. R., Stamperdahl J., Adler N. E., Boyce W. T. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. – 2010. – Vol. 81, № 1. – P. 270–289. – DOI: 10.1111/j.1467-8624.2009.01394.x.
19. Quas J. A., Yim I. S., Oberlander T. F., Nordstokke D., Essex M. J., Armstrong J. M., Bush N., Obradović J., Boyce W. T. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge // Dev Psychopathol. – 2014. – Vol. 26, № 4. – P. 963–982. – DOI: 10.1017/S0954579414000480.
20. Roos L. E., Beauchamp K. G., Giuliano R., Zalewski M., Kim H. K., Fisher P. A. Children’s biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance // Stress. – 2018. – Vol. 21, № 4. – P. 347–354. – DOI: 10.1080/10253890.2018.1458087.
21. Shapiro D., Jamner L. D., Lane J. D., Light K. C., Myrtek M., Sawada Y., Steptoe A. Blood pressure publication guidelines Society for Psychophysical Research // Psychophysiology. – 1996. – Vol. 33, № 1. – P. 1–12. – DOI: 10.1111/j.1469-8986.1996.tb02103.x.