Динамика функционального состояния первоклассников в разные периоды учебного года
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
2. Антропова М. В. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – 67 с.
3. Баевский Р. М., Иванов, Г. Г., Гаврилушкин А. П., Довгалевский П. Я., Кукушкин Ю. А., Миронова, Т. Ф., Прилуцкий Д. А., Семенов А. В., Федоров В. Ф., Флейшман А. Н., Медведев М. М., Чирейкин Л. В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник аритмологии. 2002. – Т. 24. – C. 65–86.
4. Брязгунов И. П., Михайлов А. Н., Cтолярова Е. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. – М.: МЕДПРАКТИКА–М, 2008. – 144 с.
5. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
6. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. – СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. – 368 с.
7. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
8. Криволапчук И. А. Функциональное состояние подростков с высокой и низкой стрессовой реактивностью при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности. – 2014. – Т. 64, № 3. – С. 279–291. – DOI: 10.7868/S0044467717010099.
9. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 1 2. – С. 1183–1188. – DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188.
10. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Особенности регуляторных компонентов познавательной деятельности у детей 5–10 лет с изменениями электрической активности мозга лимбического происхождения // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2016. – Т. 66, № 4. – С. 458–469. – DOI: 10.7868/S0044467716040109.
11. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 432 с.
12. Boyce W. T., Quas J., Alkon A., Smider N. A., Essex M. J., Kupfer D. J. Autonomic reactivity and psychopathology in middle childhood // Br J Psychiatry. – 2001. – Vol. 179, Iss. 2. – P. 144–150. – DOI: 10.1192/bjp.179.2.144.
13. Chen E., Matthews K. A., Salomon K., Ewart C. K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children’s personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. – 2002. – Vol. 21, №1. – P. 16–24. – DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0278-6133.21.1.16.
14. Coelho V. A., Romão A. M. Stress in Portuguese Middle School Transition: A Multilevel Analysis // Span J Psychol. – 2016. – Vol. 19. – E61. – DOI: 10.1017/sjp.2016.61.
15. Escobar M., Alarcón R., Blanca M. J., Fernández-Baena F. J., Rosel J. F., Trianes M. V. Daily stressors in school-age children: a multilevel approach // Sch Psychol Q. – 2013. – Vol. 28, № 3. – P. 227–238. – DOI: 10.1037/spq0000020.
16. Galanti M. R., Hultin H., Dalman C., Engström K., Ferrer-Wreder L., Forsell Y., Karlberg M., Lavebratt C., Magnusson C., Sundell K., Zhou J., Almroth M., Raffetti E. School environment and mental health in early adolescence – a longitudinal study in Sweden (KUPOL) // BMC Psychiatry. – 2016. – Vol. 16, № 16. – Р. 243. – DOI: 10.1186/s12888-016-0919-1.
17. MacKinnon McQuarrie M. A., Siegel L. S., Perry N. E., Weinberg J. Reactivity to stress and the cognitive components of math disability in grade 1 children // J Learn Disabil. – 2014. – Vol. 47, № 4. – P. 349–365. – DOI: 10.1177/0022219412463436.
18. Obradović J., Bush N. R., Stamperdahl J., Adler N. E., Boyce W. T. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. – 2010. – Vol. 81, № 1. – P. 270–289. – DOI: 10.1111/j.1467-8624.2009.01394.x.
19. Quas J. A., Yim I. S., Oberlander T. F., Nordstokke D., Essex M. J., Armstrong J. M., Bush N., Obradović J., Boyce W. T. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge // Dev Psychopathol. – 2014. – Vol. 26, № 4. – P. 963–982. – DOI: 10.1017/S0954579414000480.
20. Roos L. E., Beauchamp K. G., Giuliano R., Zalewski M., Kim H. K., Fisher P. A. Children’s biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance // Stress. – 2018. – Vol. 21, № 4. – P. 347–354. – DOI: 10.1080/10253890.2018.1458087.
21. Shapiro D., Jamner L. D., Lane J. D., Light K. C., Myrtek M., Sawada Y., Steptoe A. Blood pressure publication guidelines Society for Psychophysical Research // Psychophysiology. – 1996. – Vol. 33, № 1. – P. 1–12. – DOI: 10.1111/j.1469-8986.1996.tb02103.x.