УДК: 
373.3/.5
Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Ковыршина Анна Ивановна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, annkow@mail.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск
Штыков Николай Николаевич
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Иркутский государственный университет, tukubik8@gmail.com, Иркутск

Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий

Аннотация: 
Введение. Проблеме формирования логических универсальных учебных действий (УУД) посвящен целый ряд работ в отечественной педагогике. Эта проблема естественным образом вызывает вопрос о формальном или неформальном выделении критериев сформированности логических УУД, которые определяются задачами формирования. Ясно, что содержание занятий и дидактического материала должно быть подчинено этим критериям. Цель нашей статьи заключается в том, чтобы в явном виде описать критерии и показатели сформированности логических УУД. В их определении мы опирались на классические теории формальной и математической логики. Однако заметим, что задача состоит не в том, чтобы наполнить школьный курс так называемой вузовской теорией, а в том, чтобы с научной точки зрения проанализировать логическую составляющую содержания школьного образования и наметить достижимые цели, оставаясь в рамках основного (среднего) общего образования. Методология и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют психолого-педагогические теории развития мышления, в том числе теория поэтапного формирования приемов умственных действий, системно-деятельностный подход к организации обучения. Основные методы, применяемые в процессе исследования: логико-дидактический анализ содержания школьных дисциплин, методы формальной и математической логики, наблюдение за деятельностью обучающихся и рефлексия собственной деятельности в процессе освоения содержания дисциплин. Результаты исследования. Понятийный аппарат формальной логики был использован нами для разработки критериального подхода к оцениванию логических УУД. Описана реализация подхода для логического действия «умение доказывать». Заключение. В статье предложена модель диагностики сформированности логических УУД, приведены примеры заданий по математике и обществознанию для использования в процессе обучения и диагностики.
Ключевые слова: 
логические универсальные учебные действия, логическое мышление, школьное образование
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. – 205 с.
3. Боженкова Л. И., Соколова Е. В. Об оценочной деятельности в обучении математике // Математика и математическое образование: сборник трудов по материалам VIII междунар. науч. конф. «Математика. Образование. Культура». – Тольятти: Изд-во Тольят. гос. университета, 2017. – С. 38–44.
4. Глазков Ю. А., Егупова М. В. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: задания, методические подходы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2016. – № 3. – С. 168–174. – URL: http://www.vestospu.ru/archive/2016/articles/Glazkov_Egupova4-20.html (дата обращения: 02.09.2019).
5. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий. Часть I // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 24–33.
6. Журавлев И. А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 101–109.
7. Кэрролл Л. Символическая логика или безупречная бессмыслица. – М.: Лекстор, 2017. – 252 с.
8. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Часть 2. – Изд. 6-е, стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 343 с.
9. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Журавлева Н. А., Берсенева О. В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 3(41). – С. 17–29.
10. Miyazaki M. Levels of Proof in Lower Secondary School Mathematics // Educational Studies in Mathematics. – 2000. – Vol. 41(1). – P. 47–68.
11. Thompson D. R. Learning and teaching indirect proof // The Mathematics Teacher. – 1996. – Vol. 89(6). – P. 474–482.
12. Zazkis R., Chernoff E. What makes a counterexample exemplary? // Educational Studies in Mathematics. – 2008. – Vol. 68(3). – P. 195–208.