УДК: 
372.016:53+004.9
Погожих Сергей Анатольевич
Кандидат физико-математических наук, профессор кафедры общей и теоретической физики, Новосибирский государственный педагогического университет, spog@yandex.ru, Новосибирск

Цифровизация учебного физического эксперимента на примере изучения магнитного поля

Аннотация: 
Введение. В статье рассматривается проблема цифровизации современного учебного физического эксперимента. Общий подход конкретизируется использованием цифровых измерительных комплексов при измерении характеристик магнитного поля различных источников. Обозначается недостаток современных курсов физики различного уровня: плохо сформированное представление у обучающихся о количественной характеристике магнитного поля – индукции. Цель статьи – обобщение опыта работы по цифровизации учебного физического эксперимента по измерению магнитного поля. Методология и методы исследования. На основе системно-деятельностного подхода рассматривается роль учебного эксперимента, в частности цифрового, в усвоении обучающимися основных знаний о природе. Результаты исследования. На примере использования цифрового измерительного комплекса Casio с датчиком магнитного поля демонстрируется способ решения обозначенной проблемы. Рассматривается сам комплекс, его достоинства и недостатки, возможное место в учебном процессе и способы использования. Описаны особенности датчика магнитного поля, указаны способы его использования. Приведены примеры использования датчика в учебном физическом эксперименте. Рассмотрены классические конфигурации проводников с током, магнитное поле которых можно исследовать, – плоская катушка, длинный соленоид, постоянные магниты, и выводы, которые можно сделать при проведении исследований, подтверждающие теорию и указывающие условия применения теоретических выводов. Кроме того, рассматриваемое оборудование можно применять и для лекционных демонстраций, и в индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся. В заключении делается вывод о том, что комплекс Casio с датчиком магнитного поля пригоден для выполнения множества учебных задач различного уровня, для выполнения индивидуальной исследовательсской деятельности и для лекционных демонстраций особенностей магнитного поля в различных системах проводников.
Ключевые слова: 
учебный физический эксперимент, обучение физике, цифровой измерительный комплекс, Casio, измерение индукции магнитного поля, датчик магнитного поля
Библиографический список: 

1. Бабурина В. В. Формирование и развитие познавательной активности в процессе дидактического мониторинга. – Пенза, 2004. – 165 с.
2. Гендин А. М. Социологический мониторинг состояния и развития школы нового типа. – Красноярск: ИПКРО, 1999. – 111 с.
3. Дударева Э. А. Психолого-педагогический мониторинг развития рефлексии в процессе обучения: монография. – Тюмень: Тюменский ГУ, 2016. – 164 с.
4. Крицкий М. А. Создание общей схемы индикаторов системы мониторинга в школе // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых Волгоградской области: тез. докл. науч. конф. (ВГПУ) (Волгоград, 8–11 декабря 1998 г.). – Волгоград: Перемена, 1998. – С. 44–47.
5. Крицкий М. А. Функции педагогического мониторинга в инновационной школе // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. унта, 1999. – С. 45–50.
6. Мангилева Н. Н. Модель педагогического мониторинга инновационной деятельности // Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (4 апреля 2002 г.). – Екатеринбург, 2002. – С. 2–8.
7. Низаметдинов И. Б. Мониторинговое управление как условие оптимизации педагогического общения // Развитие у будущих учителей воспитательно-культурного потенциала и личностно-творческого потенциала: материалы республиканской научно-практической конференции. – Казань: Школа, 2001. – С. 41–43.
8. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2005. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-obuslovlennost-izmene... (дата обращения: 19.09.2019).
9. Richards С. E. A Typology of Educational Monitoring Systems // Educational Evaluation and Policy Analysis. – 1988. – Vol. 10, № 2. – P. 106–116.