УДК: 
37.013.42+159.923.2
Шутенко Андрей Иванович
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, институт экономики и менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, avalonbel@mail.ru, Белгород
Шутенко Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, shutenko@bsu.edu.ru , Белгород
Локтева Анна Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Afanasjeva@bsu.edu.ru, Белгород

Воспитательный ресурс и функции волонтерской деятельности как сферы самореализации студенческой молодежи

Аннотация: 
Работа посвящена изучению воспитательных аспектов развития современной студенческой молодежи в контексте ее привлечения к волонтерской работе. Цель исследования заключается в раскрытии педагогических преимуществ и возможностей волонтерской деятельности как продуктивной формы полноценной самореализации студенческой молодежи. Методология. В основе работы лежит методология деятельностного и социокультурного подходов к психологическому развитию личности, а также теория и методика коллективных дел, системный и целостный подходы в воспитании. В исследовании были выявлены основные мотивы участия студентов в волонтерской работе, среди которых выделяются мотивация самореализации и социального признания. Представлены условия привлечения студентов к волонтерству, ведущим из них выступает социальная поддержка их коллективных инициатив. Используя системный подход, авторы раскрыли функции волонтерской деятельности (личностно-развивающая, идентификационная, созидательно-преобразовательская, профессионально-трудовая, ценностно-смысловая, духовно-нравственная, гуманистическая и др.). Рассмотрен социализирующий потенциал волонтерства, который проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей компонент этой деятельности как факторов целостного развития современной молодежи. В заключении обобщаются мотивационные факторы и педагогические возможности волонтерской деятельности, в частности отмечается социализирующий механизм волонтерства, состоящий в социально позитивном эффекте проявления студентами их личностных качеств в ситуации бескорыстного полезного поступка.
Ключевые слова: 
волонтерская деятельность, студенческая молодежь, самореализация, мотивация волонтерства, психолого-педагогические функции, социализирующий потенциал
Библиографический список: 

1. Brewis B., Russell J. & Holdworth C. (2010). Bursting the bubble: students, volunteering and the community. London: National Co-ordinating Centre for Public Engagement (NCCPE), 157 p.
2. Cox E. (2002). Rewarding volunteers: a study of participant responses to the assessment and accreditation of volunteer learning. Studies in the Education of Adults, Vol. 34(2), pp. 156-170.
3. Dekker P. & Halman L. (Eds.) (2003). The Values of Volunteering: Cross-Cultural Perspectives. New York: Kluwer Academic/Plenum, 226 p.
4. Fromm E. (1956). The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love. New York: Harper & Brothers, 157 p.
5. Gnevasheva V.A. (2008). Rossijskaya molodezh' v nachale XXI veka: ee social'nyj obraz dlya nas i dlya mira [Russian youth at the beginning of the XXI century: its social image for us and for the world]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. No 2, pp. 24-37 (in Russ., abstact. in Eng.).
6. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. (2010). Molodezh' Rossii: sociologicheskij portret [Youth of Russia: a sociological portrait]. Moscow: CSFaM, 592 p.
7. Ilyin V.I. (2007). Byt i bytie molodezhi rossijskogo megapolisa: social'naya strukturaciya povsednevnosti obshchestva potrebleniya [Everyday life and being of youth of the Russian metropolis: the social structuring of a consumer society]. St. Petersburg: Intersocis, 388 p.
8. Kudrinskaya L.A. (2006). Dobrovol'cheskij trud: sushchnost', funkcii, specifika [Volunteering labor: essence, functions, specificity]. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies (Socis)]. No. 5, pp. 15-22 (in Russ., abstact. in Eng.).
9. Lacey A., Ilcan S. (2006). Responsible Citizenship, and International NGOs. International Journal of Comparative Sociology, Vol. 47(1), pp. 34-53.
10. Low N., Butt S., Ellis P. & Davis Smith J. (2007). Helping out: a national survey of volunteering and charitable giving. London: Cabinet Office, 135 p.
11. Marta E. & Pozzi M. (2008). Young people and volunteerism: A model of sustained volunteerism during the transition to adulthood. Journal of Adult Development, Vol. 15(1), pp. 35-46.
12. Nosova Y.I. (2012). Volonterstvo kak social'no-kul'turnyj fenomen: genezis i osnovnye harakteristik [Volunteering as a social and cultural phenomenon: genesis and main features]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], No. 3-1, pp. 62-65 (in Russ., abstact. in Eng.).
13. Pozdnyakova M.E. (2017). Osobennosti deviantnogo povedeniya sovremennoj rossijskoj molodezhi: na puti kriminalizacii i desocializacii [Features of the deviant behavior of modern Russian youth: on the path of criminalization and desocialization]. Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik [Reforming Russia: Yearbook], Issue 15, M.K. Gorshkov (Ed.). Moscow: New Chronograph, pp. 516-548.
14. Rochester C., Paine A. E. & Howlett S. (2010). Volunteering and society in the 21st century. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 274 p.
15. Rogers C.R. (1961). On becoming a person: a therapist's view of psychotherapy. Boston, MA: Houghton Mifflin, 420 p.
16. Shutenko E.N. (2018). Psihologicheskoe zdorov'e molodezhi v usloviyah sociokul'turnyh transformacij sovremennogo obshchestva [The psychological health of youth in the conditions of sociocultural transformations of modern society]. Psiholog [Psychologist], No. 3, pp. 32-40 (in Russ., abstact. in Eng.).
17. Sitarov V.A., Shutenko A.I., Shutenko E.N. (2007). Obraz sovremennoy molodezhi v kontekste samorealizatsii v vuzovskom obuchenii [Image of modern youth in the context of self-realization in higher school education]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. No 10, pp. 313-326. (in Russ., abstact. in Eng.).
18. Tarasova N.V. (2012). Volonterskaya deyatel'nost' kak istoriko-pedagogicheskij fenomen [Volunteering activities as a historical-pedagogical phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], No. 4, pp. 46-52 (in Russ., abstact. in Eng.).
19. Weston C., Guardini E., Minnion A. & Kwiatkowska G. (2013). Volunteering and learning in HE: exploring and acknowledging student experience. Research in Teacher Education, Vol. 3(2), pp. 7–14.
20. Wilson J. (2000). Volunteering. Annual Review of Sociology, Vol. 26, pp. 215-240.