УДК: 
37.015.3
Кузина Надежда Сергеевна
Учитель, МОУ Ундоровский лицей, pashanova2009@yandex.ru, Ульяновская область

Представления классных руководителей о подростковых классах

Аннотация: 
Введение. В статье рассматривается проблема влияния школьного класса на развитие личности. Исследование школьного класса как фактора развития личности может быть развёрнуто различными способами и в различных аспектах. Цель статьи - описание результатов исследования, посвященные одному из аспектов анализа школьного класса как фактора развития личности: изучению представлений о своём классе классных руководителей. Методология и методы исследования. Исследование проводилось с помощью анкетирования, в котором приняли участие классные руководители различных населенных пунктов страны. Результаты исследования. В результате изучения представлений о школьных классах у классных руководителей подростковых классов можно сказать о том, что в классах недостаточно развито самоуправление, поскольку ребята, по мнению классных руководителей, редко самостоятельно организовывают дела. Педагоги отмечают также, что не всегда ребята в полном составе участвуют в совместной классной деятельности. В подростковых классах анкетируемых классных руководителей случаются конфликты, имеются проблемы в межличностных отношениях. Также в этих классах школьники участвуют в делах с общественной пользой, но сами не предлагают таких дел. Как считают классные руководители, интересные творческие идеи ребята чаще всего предлагают при проведении совместных дел, чем при планировании. Практически в каждом классе имеется своя группа в соцсети, но при подготовке совместных дел она не используется. В целом, классные руководители характеризуют свои классы положительными качествами. Заключение. Исследование по изучению представлений классных руководителей о своих подростковых классах проводилось впервые. Перечисленные и кратко проанализированные результаты требуют в дальнейшем подробного рассмотрения на предмет выявления их причин и возможных способов сведения их последствий к минимуму.
Ключевые слова: 
воспитание, классный руководитель, школьный класс, развитие личности, старшие подростки, анкетирование
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
2. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
3. Битянова М. Р. Школьный класс как малая группа // Школьный психолог. – М.: Первое сентября, 2000. – № 32. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003210 (дата обращения: 05.10.19 г.)
4. Караковский В. А., Новикова Л. И., Н. Л. Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. – Мн.: Народная асвета, 1984. – 240 с.
6. Конникова Т. Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. – М.: [б. и.], 1971. – 440 с.
7. Куракин А. Т. Воспитательные возможности различных коллективов // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. — М.: [б. и.], 1970. – 304 с.
8. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Коллектив и личность ребенка. – М.: Знание, 1971. – 98 с.
9. Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 255 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
11. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.— М.: Педагогика, 1988. – 144 с.
12. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 236 с.
13. Патрикеева Е. Г. О проблеме коллектива в социальной психологии // Приволжский научный вестник. – 2014. – №11-2 (39) – С.173-176.
14. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
15. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003. – 160 с.
16. Резник А. И. Социальная психология. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018 – 140 с.
17. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 284 с.
18. Сухомлинский В. А. Методика воспитания в коллективе. – М.: Педагогика, 1981. – 389 с.
19. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 352 с.