Дахин Александр Николаевич
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, dakhin@mail.ru, Новосибирск
Торопов Виктор Алексеевич
Доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, кафедра физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, toropov.VA@yandex.ru, Санкт-Петербург
Технология отработки навыков скоростной стрельбы: цели, ценности, результаты
Аннотация:
Введение. В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по формированию навыков скоростной стрельбы курсантов военных образовательных организаций. Представлена теория моделирования таких результатов и основные экспериментальные данные.
Цель статьи – выявить сущностные компоненты технологии отработки навыков скоростной стрельбы, определить критерии эффективности применения такой технологии, представить результаты по апробации критериальной базы в структуре военно-профессиональной подготовки курсантов, доопределив утилитарную компетентность обучающихся ценностной составляющей.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ технологий проведения эксперимента в военной образовательной организации, выделение в таких технологиях сущностных интенций когнитивного, операционального и рефлексивного плана с последующим проектированием критериальной базы эффективности применения технологии отработки навыков скоростной стрельбы.
Результаты исследования. В исследовании проведен анализ методических подходов к проектированию технологий проведения экспериментов в военных образовательных организациях, направленных как на формирование утилитарных умений, в частности, ведения скоростной стрельбы, так и на ценностный аспект отработки такого рода профессионального опыта.
Аналитическая работа над опубликованными за последние 5 лет статьями позволяет выявить новую сущность педагогического эксперимента в курсантской аудитории, основанную на органичном единстве военно-профессиональной, операциональной и ценностной (аксиологической) составляющих подготовки военнослужащих, описываемом параметрическим пространством ожидаемых результатов. Результативность отработки навыков ведения скоростной стрельбы определяется через числовые измерители, допускающие точную диагностику успешности курсантов, участвующих в эксперименте.
В заключении делается вывод о необходимости структурирования военно-профессионального процесса; необходимости принимать во внимание особенности психоэмоционального состояния обучающихся; учитывать критерии эффективности применения технологии отработки навыков скоростной стрельбы.
Ключевые слова:
скоростная стрельба, критерии оценки скоростной стрельбы, показатели успешности формирования навыка
Библиографический список:
1. Андриенко Е. В. Ценности образования в разных странах: традиции и инновации как фактор развития // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1 (49). – С. 17–22.
2. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
3. Дахин А. Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. – 2019. – № 6. – С. 155–160.
4. Жафяров А Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 81–95. – DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.06.
5. Майер Б О. О кластеризации когнитивных теорий обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 119–134. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.07.
6. Монахов В. М., Ерина Т. М. Матричный подход к моделированию педагогических объектов в дидактических и методических исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – № 4. – С. 30–50.
7. Разгонов В. Л., Суслов Д. В., Лопуха Т. Л. Теоретико-методологические основания смены парадигм военного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №1(68). – С. 91–96.
8. Торопов В. А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из личного оружия: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2001. – 43 с.
9. Ярославцева Н. В., Беляков А. А., Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. – 2020. – № 1 (43). – C. 10–23.
10. Leontyeva I. A. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Т. 14, № 10. – Р. 1–8.
11. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits’ personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. – 2016. – Vol. 19, no. 1. – Р. 117–132.