УДК: 
159.964
Кашапов Мергаляс Мергалимович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, smk007@bk.ru, Ярославль
Перевозкина Юлия Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@bk.ru, Новосибирск
Перевозкин Сергей Борисович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@bk.ru, Новосибирск
Кашапов Артем Сергеевич
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, yarmirko@mail.ru, Ярославль

Специфика развития ролевых ожиданий в процессе формирования личности

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье рассматривается развитие ролевых моделей и ролевых экспектаций. Отмечается многоаспектность и многофакторность современного мира, который влияет на становление личности. Цель – изучение ролевых моделей и связанных с ними экспектаций в процессе формирования личности. Методология. Утверждается, что роли имеют особое значение в формировании социального опыта, т. к. они представляют довольно полный шаблон социального поведения. Обсуждается, что роли включают целый арсенал прав и обязанностей, т. е. социокультурных ожиданий относительно конкретной роли. Раскрывается, что ролевая структура личности представляет набор ролей с их экспектациями, образующих социальное поле деятельности субъекта. Результаты. Исследуются ролевые модели учащихся первых и седьмых классов, студентов и курсантов (N = 204). Обнаружена статистически значимая дифференциация ролевых моделей в зависимости от возраста и пола (p = 0,00108). Младшие школьники мужского пола ориентированы на ролевые модели, относящиеся к периоду детства и соответствуют их половой принадлежности. Девочки этого периода идентифицируются с женской ролевой моделью, относящейся к периоду молодости. Подростки и респонденты в период молодости характеризуются ролевой идентичностью к ролевым моделям, отражающим их возрастной период, а также выбирают ролевые модели следующего возрастного периода. Заключение. Полученные результаты наглядно продемонстрировали половозрастную специфику развития ролевых моделей и ожиданий.
Ключевые слова: 
роль, модель, экспектации, ролевые теории, личность, формирование
Библиографический список: 

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл: Эксмо, 2004. – 512 с.
2. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М., Андронникова О. О. Темпоральная системность ролевой социализации личности // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 359–372. – DOI:10.32744/pse.2019.5.25.
3. Кашапов А. С. Критерии, стадии и уровни профессионального развития психолога-практика // Ярославский психологический вестник. – 2006. – Вып. 19. – С. 58–62.
4. Кашапов А. С. Конфликтоустойчивость как личностная детерминанта адаптивного поведения студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология, психология, педагогика и управление персоналом. – 2011. – № 4. – С. 60–61.
5. Кашапов А. С. Структура социально-психологической адаптированности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2012. – 27 с.
6. Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 22. – С. 135–140.
7. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л., Кашапов А. С., Отставнова И. В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. – 2017. – № 4 (21). – С. 683–694. – DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.683-694.
8. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Социальная роль как фактор мотивации обучения кадет // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 113–120. – DOI: 10.15293/1813-4718.1904.13.
9. Мид Дж. Сознание, самость и общество. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 171 с.
10. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академ. проект, 2004. – 320 с.
11. Парсонс Т. О структуре социальных действий – М.: Академ. проект, 2002. – 880 с.
12. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
13. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – М.: Академический проект, 2017. – 964 с.
14. Федосюк Н. В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-lichnostnoy-refleks... (дата обращения: 30.01.2020).
15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 416 с.
16. Anthrop J., Allison M. T. Role Conflict and the High School Female Athlete // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 1983. – Vol. 54, iss. 2. – P. 104–111. – DOI: 10.1080/02701367.1983.10605281.
17. Chen H., Li W. Understanding commitment and apathy in is security extra-role behavior from a person-organization fit perspective // Behaviour & Information Technology. – 2019. – Vol. 38, iss. 5. – P. 454–468. – DOI: 10.1080/0144929X. 2018.1539520.
18. Collier P., Callero P. Role Theory and Social Cognition: Learning to Think like a Recycler // Self and Identity. – 2005. – Vol. 4, iss. 1. – P. 45–58. – DOI: 10.1080/13576500444000164.
19. Conner L. D. C., Danielson J. Scientist role models in the classroom: how important is gender matching? // International Journal of Science Education. – 2016. – Vol. 38, iss. 15. – P. 2414–2430. – DOI: 10.1080/09500693.2016.1246780.
20. Dellaportas S., Perera L., Gopalan S., Richardson B. Implications of a Fragile Professional Identity on Role Behavior: An Exploratory Case of an Accountant Fraudster // European Accounting Review. – 2019. – Vol. 28, iss. 4. – P. 659–679. – DOI: 10.1080/09638180.2018.1523018.
21. Ivaldi A., O’Neill S. A. Adolescents’ attainability and aspiration beliefs for famous musician role models // Music Education Research. – 2010. – Vol. 12, iss. 2. – P. 179–197. – DOI: 10.1080/1461380100374656.
22. Jaskyte K. The Impact of Organizational Socialization Tactics on Role Ambiguity and Role Conflict of Newly Hired Social Workers // Administration in Social Work. – 2005. – Vol. 29, iss. 4. – P. 69–87. – DOI: 10.1300/J147v29n04_05.
23. Joel D., Tarrasch R., Berman Z. et al. Queering gender: studying gender identity in ‘normative’ individuals // Psychology & Sexuality. – 2014.– Vol. 5, iss. 4. – P. 291–321. – DOI: 10.1080/19419899.2013.830640.
24. Johnson S. K., Buckingham M. H., Morris S. L. et al. Adolescents’ Character Role Models: Exploring Who Young People Look Up to as Examples of How to Be a Good Person // Research in Human Development. – 2016. – Vol. 13, iss. 2. – P. 126–141. – DOI: 10.1080/15427609.2016.1164552.
25. Kramer M. W., Danielson M. A. Communication and role development for zoo volunteers: responding to role-sending, role-making, and role-remaking // Journal of Applied Communication Research. – 2017. – Vol. 45, iss. 1. – P. 96–115. – DOI: 10.1080/00909882.2016.1248466.
26. Linton R. The Study of Man. – New York: Appleton Century Crofts, Inc., 1936. – 523 p.
27. Mathers L. A. B. Bathrooms, Boundaries, and Emotional Burdens: Cisgendering Interactions Through the Interpretation of Transgender Experience // Symbolic Interaction. – 2017. – Vol. 40, iss. 3. – P. 295–316. – DOI: https://doi.org/10.1002/symb.295.
28. Merton R. K. Intermarriage and the Social Structure // Psychiatry. – 2016. – Vol. 3, iss. 4. – P. 361–374. – DOI: 10.1080/00332747.1941.11022354.
29. Miller P. R., Flores A. R., Haider-Markel D. P. et al. Transgender politics as body politics: effects of disgust sensitivity and authoritarianism on transgender rights attitudes // Politics, Groups, and Identities. – 2007. – Vol. 5, iss. 1. – P. 4–24. – DOI: 10.1080/21565503.2016.1260482.
30. Moosa S., Bhana D. Troubling the male role modelling theory: male teachers as role models for girls? // European Early Childhood Education Research Journal. – 2019. – Vol. 27, iss. 2. – P. 1–14. – DOI: 10.1080/1350293X.2019.1678931.
31. Reid H. Athletes as heroes and role models: an ancient model // Sport, Ethics and Philosophy. – 2017. – Vol. 11, iss. 1. – P. 40–51. – DOI: 10.1080/17511321.2016.1261931.
32. Scase M. M., Turnbull B. Role Models in Gender-Skewed Disciplines // Engineering Education. – 2013. – Vol. 8, iss. 1. – P. 98–110. – DOI:10.11120/ened.2013.00010.
33. Spurlock J. Multiple roles of women and role strains // Health Care for Women International. – 1995. – Vol. 16, iss. 6. – P. 501–508. – DOI: 10.1080/07399339509516205.
34. Turner R. H. Role-Taking, Role Standpoint, and Reference-Group Behavior // American Journal of Sociology. – 1956. – Vol. 61, iss. 4. – P. 316–328. – DOI: 10.1086/221763.
35. Zozimo R., Jack S., Hamilton E. Entrepreneurial learning from observing role models // Entrepreneurship & Regional Development. – 2017. – Vol. 29, iss. 9–10. – P. 889–911. – DOI: 10.1080/08985626.2017. 1376518.
36. Winter S. Thai Transgenders in Focus: Their Beliefs About Attitudes Towards and Origins of Transgender // International Journal of Transgenderism. – 2006. – Vol. 9, iss. 2. – P. 47–62. – DOI:10.1300/J485v09n01_03.