УДК: 
370.186
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск
Иноземцев Павел Олегович
Кандидат фармацевтических наук, старший научный сотрудник отдела медико-биологических исследований и технологий, Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, p.inozemcev@rambler.ru, Иркутск
Подлиняев Олег Леонидович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Педагогического института, Иркутский государственный университет, podlinyaev@inbox.ru, Иркутск

Гигиеническая оценка как фактор эффективности образования

Аннотация: 
С каждым годом в систему образования внедряются все новые инновационные формы и технологии, что в совокупности с возрастающим потоком информации, получаемой в период обучения, сказывается на состоянии здоровья студентов. Основной задачей высшего образовательного учреждения является предоставление образовательных услуг, соответствующих современным требованиям, обеспечивающих конкурентоспособность вуза и подготовку специалистов высокого класса, которые будут востребованы обществом, однако система высшего образования должна создавать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья студентов и улучшению качества жизни. Целью работы является оценка влияния современных образовательных стандартов на состояние здоровья студентов. Методология и методы исследования. Работа выполнена с использованием описательного метода посредством сбора, обобщения и анализа литературных данных касательно изучаемой проблемы. Результаты исследования. Определены основные факторы, которые в большей степени отражаются на состоянии здоровья, в том числе в процессе образования. Показано особое значение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, психологов и медицинских работников в сохранении и укреплении здоровья учеников. Заключение. Гигиеническая оценка уже существующих и перспективных образовательных стандартов является фактором, который позволяет реализовывать здоровьесберегающую образовательную программу для укрепления и поддержания здоровья.
Ключевые слова: 
студенты, здоровье, гигиеническая оценка, инновационное образование, образовательные стандарты, качество жизни
Библиографический список: 

1. Аванесов В. С. Реформа, модернизация или стратегия развития образования – что сейчас важнее? // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 13-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-modernizatsiyaili-strategiya-r... (дата обращения: 07.06.2020).
2. Агаева В. Р., Беляева Т. А. Здоровьесберегающие технологии-основа образовательного процесса в образовательном учреждении // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 49–53.
3. Бекоева М. И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 4 (21). – С. 259–261.
4. Беляева А. И., Кряжев Д. А. Актуальность исследования вредных привычек среди студентов оренбургских вузов // Научное сообщество
студентов XXI столетия. Естественные науки. – 2018. – С. 49–58.
5. Болдина Н. В., Маль Г. С., Грибовская И. А. Здоровьесберегающие технологии в медицин-ском вузе // Психология здоровья и болезни:
клинико-психологический подход: Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием – Курск, 2019. – С. 29–33.
6. Вагнер Э. Ф. и др. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: Пути преодоления. – М.: Издательский центр «Академия»,
2006. – 476 с.
7. Воронкова Е. К., Громова Е. И., Кери И. Т. Современные реалии социальных стандартов Российской Федерации: потребительская корзина и уровень жизни // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2019. – № 4 (106). – С 23–31.
8. Городнова Н. В., Самарская Н. А. Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России // Дискуссия. – 2019. – № 3 (94). – С. 48–58.
9. Гревцева Г. Я. Значение здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной подготовки студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11, № 1 (43). – C. 59–65. DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-59-65
10. Григораш О. В. Результаты реформирования системы образования в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 121. – С. 367–386.
11. Доника А. Д. Социальные и гигиенические факторы риска здорового образа жизни студенческой популяции // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2015. – № 1. – С. 64–65.
12. Есауленко И. Э., Болотских В. И., Зуйкова А. А., Попов В. И. и др. ВГМА им. Н. Н. Бурденко – территория здорового образа жизни: монография. – Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2011. – 200 с.
13. Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Влияние условий и образа жизни на здоровье студентов: медико-социальная характеристика приоритетных факторов риска // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. – М.: Научная книга, 2019. – Т. 4. – С. 8–31.
14. Ушаков И. Б., Попов В. И., Петрова Т. Н., Есауленко И. Э. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска // Медицина труда и промышленная экология. – 2017. – № 4. – С. 33–36.
15. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. М. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе // Российский педиатрический журнал. – 2017. – № 3. – С. 161–165.
16. Лопатин С. А., Чернова С. В. Факторы риска ухудшения здоровья студентов, связанные с организацией питания // Вестник индустрии
гостеприимства: международный научный сборник. – СПб., 2016. – Вып. 1. – С. 72–79.
17. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
18. Меерманова И. Б., Койгельдинова Ш. С., Ибраев С. А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-2. – С. 193–197.
19. Новохатская Э. А., Яковлева Т. П., Калитина М. А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2017. – Т. 25, №. 5. – С. 281–285. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2017-25-5-281-285
20. Петрова Л. Е. Методическая триангуляция при изучении проблемы курения студентов // Социологические исследования. – 2013. –
№. 2. – С. 92–96.
21. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации / под ред. Т. В. Яковлевой, В. Ю. Альбицкого. – М.: М-Студио, 2011. – 216 с. – (Серия «Социальная педиатрия»).
22. Савченко В. А., Баженова О. А. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. – Уфа, 2020. – С. 205–209.
23. Сироткин Г. В. Системный анализ факторов качества образования в вузе // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2013. – № 2. – С. 109–118.
24. Татаринова Г. Ш., Отарова Н. И. Профилактика стрессовых состояний среди студентов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – Т. 5, № 83. – С. 13–15.
25. Фертикова Т. Е., Рогачев А. А. Современный взгляд на проблему здоровья студенческой молодежи (аналитический обзор) // Прикладные информационные аспекты медицины. – 2015. – Т. 18, № 2. – С. 62–67.