УДК: 
378.147
Юмагузин Валерий Валерьевич
Кандидат социологических наук, старший преподаватель, научный сотрудник, Институт демографии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», vyumaguzin@hse.ru, Москва

Возможности инновационного развития образовательного процесса в российских университетах

Аннотация: 
Введение. Инновационное развитие образовательного процесса является неотъемлемой частью программ развития университетов. Поскольку образовательные технологии постоянно совершенствуются, академическая мобильность и обмен опытом могут ускорить развитие российских университетов. Цель статьи – выявить особенности образовательного процесса в Башкирском государственном университете, Высшей школе экономики и Университете Пенсильвании. Методология. Использован метод рефлексии и метод экспертных суждений. Результаты исследования. В работе обсуждены такие аспекты развития образования, как наполнение сайта университета; проектно-ориентированный подход в обучении и универсальный дизайн; профессиональное развитие студентов; организационный формат обучения; преимущества онлайн обучения; особенности формативного, итогового, а также взаимного оценивания; использование информационных систем в обучении; техническое оснащение аудиторий и лабораторий. Указанные направления полностью согласуются с задачами, представленными в программах стратегического развития российских университетов и могут быть внедрены руководством и преподавателями уже сейчас. Заключение. Структурированно перечислены задачи инновационного развития образовательного процесса и отмечено, что они могут быть полезны как региональным, так и столичным университетам.
Ключевые слова: 
развитие образования, методы обучения, формы преподавания, онлайн-образование
Библиографический список: 

1. Акульшина А. В., Завьялова Л. А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 8-9. – С. 117–125.
2. Асадуллин Р. М. Образование как ресурс развития человеческого потенциала // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. –
№ 1(80). – С. 7–10.
3. Бекова С. К., Терентьев Е. А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее
образование в России. – 2020. – Т. 29, № 6. – С. 51–64.
4. Выпускники станут наставниками для студентов ВШЭ. 2.03.2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/news/life/216520257.html (дата обращения: 11.02.2020).
5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография. – М.: Луч, 2016. – 640 с.
6. Козлов В. А., Денисенко М. Б. Оценка влияния демографических изменений на структуру спроса на услуги образования // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / отв. ред.: Е. Г. Ясин. – Кн. 4. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – С. 512–525.
7. Молодяков С. А. Преподаватель в вузе: из опыта повседневной жизни // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – С. 91–98.
8. Программа стратегического развития ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» на 2017–2021 годы [Электронный ресурс]. – Уфа, 2017. – 82 с. – URL: http://www.bashedu.ru/sites/default/files/programma_strategicheskogo_raz... (дата обращения: 11.02.2020).
9. Профили преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ. Сайт НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/org/persons/ (дата обращения: 11.02.2020).
10. Университет детей [Электронный ресурс]. – URL: https://polymus.ru/ru/education/YDetei/ (дата обращения: 11.02.2020).
11. Филиппова М. М. Философия преподавания (субъективный взгляд) // Язык. Сознание. Коммуникация. Выпуск 43. – М.: Макс Пресс,
2011. – С. 73–81.
12. Филонович С. Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – С. 55–66.
13. Юмагузин В. В. Почему будущее за онлайн-обучением? // Россия: Тенденции и перспективы развития: ежегодник. – 2018. – Вып. 13., ч. 2. – С. 837–838.
14. Arseniev D., Vrublevskaya M. International Marketing Practices and Geo-Targeting. // Higher Education in Russia and Beyond. – 2017. – № 2 (12). – P. 13–15.
15. BeeFREE – новый подход к организации удаленной работы // ITweek. 07.12.2016 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=190840 (дата обращения: 11.02.2020).
16. Chernenko O. Summer University as a Tool to Attract International Students // Higher Education in Russia and Beyond. – 2017. – № 2 (12). – P. 15–18
17. Krathwohl D. R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: An Overview // Theory Into Practice. – 2002. – № 41 (4). – P. 212–218.
18. Vashurina E., Evdokimova Ya., Krylov A. Regional Model of Attracting International Students: the Case of Tatarstan // Higher Education in Russia and Beyond. – 2017. – № 2 (12). – P. 12–13.