УДК: 
378.016:811.111-2
Кубракова Наталья Алексеевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей факультета иностранных языков и лингводидактики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, kubrakovanat@mail.ru, Саратов

Роль упражнений на развитие лексических навыков в совершенствовании академической иноязычной коммуникации

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме эффективности упражнений на развитие лексических навыков на английском языке в процессе формирования способности студентов магистратуры, аспирантов и молодых ученых решать коммуникативные задачи в ситуациях академического взаимодействия. Цель статьи – установление связи между основными составляющими академического дискурса, средствами их вербализации и совершенствованием навыков академической коммуникации на английском языке. Методология и методы исследования. В ходе исследования были проанализированы разные типы лексических упражнений, предлагаемых учебными пособиями, которые направлены на обучение английскому языку для академических целей. В процессе анализа во внимание принималась сложная природа академического дискурса, объединившего в себе черты научного, профессионального и педагогического дискурсов. Для изучения материала использовались описательный метод, метод контент-анализа и контекстный анализ. В результате исследования, помимо наименований участников, ситуаций и жанров, соотносимых с дискурсами, оформляющими академическое взаимодействие, были определены средства вербализации ценностей и целей академического дискурса. Упражнения на отработку лексических единиц, ассоциируемых с этими компонентами дискурса, способствуют усвоению норм и конвенций академической коммуникации и совершенствованию коммуникативной компетенции. Заключение. Упражнения, связываемые автором с экспликацией дискурсов, составляющих академический дискурс, взаимосвязаны и работают на достижение общих задач.
Ключевые слова: 
академический дискурс, научный дискурс, педагогический дискурс, лексические навыки, английский язык для академических целей.
Библиографический список: 

1. Английский язык для академической мобильности: учебник для студентов, преподавателей и администраторов технических университетов. = English for Academic Mobility. Coursebook for Students, Lecturers and Administrators of Technical Universities / [Т. Ю. Полякова, А. Ю. Алипичев, Н. В. Богородицкая и др.]; под ред. Т. Ю. Полякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
2. Батунова И. В., Лобынева Е. И., Николаева А. Ю., Алексеенко И. В. Подготовка студентов технических вузов к научной дискуссии на иностранном языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 7 (140). – С. 49–52.
3. Боголепова С. В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. – 2016. – № 1 (197). – С. 87–94.
4. Викторова Е. Ю. Вспомогательная система дискурса: проблемы выделения и специфики функционирования: дис. ... д-ра филол. наук. – Саратов, 2016. – 617 с.
5. Дугарцыренова В. А. Трудности обучения иноязычному академическому письму // Высшее образование в России. – 2016. – № 6 (202). – С. 106–112.
6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
7. Короткина И. Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы // Высшее образование в России. – 2016. – №1 (197). – С. 75–86.
8. Кубракова Н. А. Мотивационное письмо как жанр академического дискурса (на материале английского языка) // Жанры речи. – 2019. – № 2 (22). – С. 119–125. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-2-22-119-125.
9. Максакова С. П. Методический дискурс: формулировки учебных заданий в учебниках по английскому языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 7 (140). – С. 61–66.
10. Милованова Л. А. Академическое письмо как компонент профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 9 (122). – С. 4–7.
11. Милованова Л. А., Шевчик Е. Е. Обучение студентов рецептивной эмотивной лексике в процессе чтения художественных текстов на английском языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3 (136). – С. 69–76.
12. Полякова Т. Ю. Проблемы толкования инженерно-педагогической терминологии в международном общении // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 5. – С. 104–109.
13. Пригожина К. Б. Из опыта подготовки аспирантов к публичным выступлениям на иностранном языке // Высшее образование в России. – 2015. – № 7 (197). – С. 50–54.
14. Смирнова Н. В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – C. 58–64.
15. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. – 2017. – № 4 (211). – С. 104–110.
16. Armer T., 2011. Cambridge English for Scientists. – Cambridge University Press, 128 p.
17. Bezzabotnova O., Bogolepova S., Gorbachev V. et al., 2014. English for Academics. Book 1. – Cambridge University Press, 175 p.
18. Bogolepova S., Gorbachev V., Groza O. et al., 2014. English for Academics. Book 2. – Cambridge University Press, 171 p.
19. Harrison R., Soars L., 2007. Headway Academic Skills: reading, writing, study skills. Level 1 Student’s Book. – Oxford University Press, 71 p.
20. Philpot S., 2006. Headway Academic Skills: reading, writing, study skills. Level 2 Student’s Book. – Oxford University Press, 72 p.
21. Philpot S., Curnick L., 2007. Headway Academic Skills: reading, writing, study skills. Level 3 Student’s Book. – Oxford University Press, 96 p.