УДК: 
377.8; 378
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Грак Денис Валерьевич
аспирант кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, degrak@yandex.ru, Красноярск

Трансформация профессиональной компетентности педагога в условиях цифрового преодоления пандемии

Аннотация: 
Введение. Одномоментный переход системы образования в условиях пандемии на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение актуализировал вопрос профессиональной компетентности педагогического работника в контексте цифровой трансформации педагогического процесса. Одной из частных проблем этого вопроса является правовая компетентность педагогического работника в условиях стремительного перехода образовательного пространства на «цифровые рельсы». Цель статьи – определение траектории цифровой трансформации правовой компетентности педагога в условиях цифрового преодоления образовательных последствий пандемии. Актуализируется содержание правовой компетентности педагога общеобразовательной организации в условиях развития цифровых способов решения профессиональных задач. Методология и методы исследования. Анализ инструктивно-методических и правовых документов, данных, полученных от органов управления образованием, трудов исследователей, показал необходимость пересмотра содержания правовой, как составляющей профессиональной, компетентности педагога при решении повседневных профессиональных задач в условиях цифровой трансформации. Результаты исследования. Определены основные цифровые профессиональные задачи, требующие правового участия. Сформулирован тезис о системных связях цифровой и правовой компетентности педагога общеобразовательной организации. Заключение. Цифровая трансформация профессиональной компетентности педагога затрагивает правовую слагаемую профессиональной компетентности. В статье констатируется необходимость внимания уполномоченных органов и организаций к развитию правовой составляющей цифровой компетентности педагогов.
Ключевые слова: 
профессиональная компетентность, правовая компетентность, цифровая компетентность, педагог общеобразовательной организации, профессиональнее задачи
Библиографический список: 

1. Адольф В. А., Карякин В. Б. Технологическое сопровождение процесса формирования профессионально важных качеств будущих морских специалистов // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 5. – С. 25–29.
2. Адольф В. А., Ковалевич И. А. Воспитание информационной культуры учащихся в контексте профессиональной ориентации // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 8. – С. 76–85.
3. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 378–385.
4. Бакланова Г. А. Структура профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ресурсов // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 1 (7). – С. 14–20.
5. Барахсанова Е. А., Никифоров И. И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-2. – С. 61–64.
6. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Проблема формирования цифровой компетентности будущего учителя информатики в условиях цифровизации российской школы // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: сборник статей научно-практической конференции / под ред. А. П. Тряпицына, Н. В. Примчук. – СПб.: Центр «Астерион», 2019. – С. 183–189.
7. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 5. – С. 59–69.
8. Кислов А. Г. Цифровой урок пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2 (41). – С. 42–43.
9. Крашенинникова Л. В., Захаров К. П. Применение методик коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 56–68.
10. Лавина Т. А. Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий // Личность. Культура. Общество. – 2012. – № 2 (14). – С. 263–267.
11. Малышев В. С. Анализ содержания понятия «информационная образовательная среда вуза» // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 70–81.
12. Мухаметзянов И. Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – № 15-1. – С. 571–574.
13. Сафонова Л. А., Проценко С. И., Воинова И. В. Формирование ИКТ-компетентности будущего учителя информатики в аспекте разработки и применения цифровых образовательных ресурсов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7 (97). –
С. 44–47.
14. Шпагина Е. М., Чиркина Р. В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. – 2019. – № 3 (9). – С. 261–277.
15. Gudmundsdottir G. B., Hatlevik O. E. Newly qualified teachers’ professional digital competence: implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2018. – № 2 (41). – P. 214–231.
16. Rоkenes F. M., Krumsvik R. J. Prepared to teach ESL with ICT? A study of digital competence in Norwegian teacher education // Computers & Education. – 2016. – № 97. – P. 1–20.