УДК: 
16(077)
Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Ковыршина Анна Ивановна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, annkow@mail.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск
Штыков Николай Николаевич
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Иркутский государственный университет, tukubik8@gmail.com, Иркутск

Организация обучения будущих педагогов, направленная на формирование у них культуры трансляции общелогических универсальных учебных действий

Аннотация: 
Общелогические универсальные учебные действия (анализ, синтез, сравнение и др.) традиционно рассматриваются как базовые действия, лежащие в основе человеческого мышления. Принято считать, что уже в начальной школе общелогические познавательные действия сформированы на достаточном уровне для понимания разнообразия их структуры, форм применения в различных ситуациях. При этом предполагается, что дальнейшее их развитие должно происходить автоматически при освоении содержания предметного обучения. Однако это мнение не подтверждается ни образовательной практикой, ни результатами итоговой государственной аттестации. Заметим также, что элементарность общелогических действий вызывает тенденцию их поверхностного описания в педагогических исследованиях, посвященных вопросам формирования логических УУД, что препятствует решению обозначенной проблемы. Методологическую основу исследования составляет применение базовых компонент системно-деятельностного и компетентностного подходов в организации обучения студентов педагогического направления. Цель статьи заключалась в разработке теоретической концепции обучения будущих учителей, направленного на формирование культуры трансляции общелогических УУД. Результаты. В статье предложен подход к формированию культуры трансляции общелогических методов познавательной деятельности у будущих учителей математики, основанный на концепции фундирования соответствующих логических действий. В заключении отмечается целесообразность применения этого подхода в обучении бакалавров педагогического образования различных направленностей.
Ключевые слова: 
культура трансляции, методы познавательной деятельности, концепция фундирования в образовании, логические универсальные учебные действия
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. – 205 с.
3. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий. Часть I // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 24–33.
4. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий. Часть II // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 33–42.
5. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Формирование культуры трансляции общелогических методов познания в процессе подготовки педагогических кадров // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. IV. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – C. 305–308.
6. Косогова А. С., Дьякова М. Б. Проблемы формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности у будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 14. – С. 129–137.
7. Назиев А. Х. Гуманитарно ориентированное преподавание математики в общеобразовательной школе: монография. – Рязань: Изд-во РИРО, 1999. – 112 с.
8. Смирнов Е. И., Белкина В. Н., Тихомиров А. С., Трошина Т. Л. Фундирование в определении содержания математического образования будущего учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2, № 3. – С. 17–29.
9. Столяр А. А. Логические проблемы преподавания математики. – Минск: Высшая школа, 1965. – 254 с.
10. Napitupulu E. E. Analyzing the Teaching and Learning of Mathematical Reasoning Skills in Secondary School // Asian Social Science. – 2017. – Vol. 13, № 12. – P. 167–173.
11. Tarasenkova N., Akulenko I. The Problem of Forming and Developing Students’ Logical Thinking in the Context of Subject Specialization in Secondary School // American Journal of Educational Research. – 2014. – Vol. 2, № 12B. – P. 33–40.