УДК: 
378.4
Шутенко Андрей Иванович
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, институт экономики и менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, avalonbel@mail.ru, Белгород
Шутенко Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, shutenko@bsu.edu.ru, Белгород
Деревянко Юлия Петровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, geyman@bsu.edu.ru , Белгород

Применение информационных технологий как средств развития образовательных коммуникаций для реализации личностного потенциала студентов вуза

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме развития образовательных коммуникаций как сферы применения современных информационно-коммуникационных технологий в системе высшей школы. Цель статьи – представить структуру и функции образовательных коммуникаций, направленных на развитие личностного потенциала и самореализацию студентов. Методология. В основе исследования лежит методология личностного и коммуникативно-информационного подходов в образовании, психолого-педагогические положения о структуре общения, ведущей роли учебной деятельности, дидактические принципы организации образовательно-информационной среды. В теоретическом отношении исследование опирается на идею об опосредованном внедрении ИКТ в обучение через развитие системы образовательных коммуникаций. Представлена развивающая структура образовательных коммуникаций, включающая дидактический, информационно-гностический, интерактивный, психологический, аттрактивно-мотивационный, ценностно-смысловой компоненты. Рассмотрены возможности развития личностного потенциала в образовательных коммуникациях. Приведена авторская развивающая модель функций ИКТ, включающая кластеры актуальных и латентных функций, направленных на формирование информационно-образовательного пространства для развития личностного потенциала студентов. В заключение делается вывод о перспективности опосредованного внедрения современных ИКТ как инструментов развития и функционирования различных образовательных коммуникаций. При этом существенно, что данные коммуникации выполняют психолого-педагогические задачи и функции.
Ключевые слова: 
образовательные коммуникации, высшая школа, информационно-коммуникационные технологии, личностный потенциал, развивающая структура, модель, функции ИКТ
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 363 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
3. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дом педагогики, 2006. – 231 с.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 675 с.
5. Марков В. Н., Синягин Ю. В. Потенциал личности // Мир психологии. – 2000. – № 1. – С. 31–40.
6. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113.
7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). – М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.
8. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. – М.: Логос, 2005. – 456 с.
9. Ситаров В. А., Шутенко А. И. Современные информационные технологии как основа повышения качества дистанционного обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–11. – С. 194–202.
10. Шутенко А. И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 98–104.
11. Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 80–86.
12. Шутенко А. И. Личностное измерение как императив информатизации образования в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 10. – С. 35–39.
13. Юдин Б. Г. Интеллектуальный потенциал личности // Человеческий потенциал как критический ресурс России. – М.: Институт философии РАН, 2007. – С. 126–136.
14. Bates A. W. Outlook for Online Learning and Distance Education. Contact North; Ontario; 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://search.contactnorth.ca/en/data/files/download/Jan2011/2011%20Outl... (дата обращения: 17.11.2019).
15. Bennett S., Marsh, D. & Killen, C. Handbook of online education. Continuum International Publishing Group, Incorporated; 2007. – 352 p.
16. Boettcher J. V. & Conrad R.-M. The online teaching survival guide: Simple and practical pedagogical tips. 2nd Edition. John Wiley & Sons; 2016. – 416 p.
17. Bowen W. G. Higher education in the digital age. – Princeton University Press, 2013. – 192 p.
18. Jonassen D. & Driscoll M. (Ed.). Handbook of research for educational communications and technology (Vol. 2). – Routledge, 2004. – 1232 p.
19. Law N., Pelgrum W. J., Plom T. (Eds.). Pedagogical practices and ICT use around the world: Findings from an international comparative study (CERC Studies in Comparative Education). – Hong Kong/Dordrecht: Comparative Education Research Centre, University of Hong Kong/Springer, 2008. – P. 16–37.
20. Thomas M. Digital education: Opportunities for social collaboration. Palgrave Macmillan, 2011. – 281 p.