УДК: 
37.06
Склярова Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, tsklyarova@mail.ru, Москва

Дополнительное и внеиституциональное образование Русской Православной Церкви в современной России

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье анализируется соответствие реализуемых опытов образовательной деятельности на приходах РПЦ нормативно-правовым документам государства, регламентирующим образование. Предметом исследования выбрана образовательная деятельность воскресных церковно-приходских школ РПЦ, определяемая как совокупность процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений. Проблема исследования обусловлена выявленным противоречием между массовой деятельностью воскресных церковно-приходских школ в современной России и отсутствием в большинстве из них лицензии на ведение образовательной деятельности. Цель статьи – определить условия ведения образовательной деятельности, охарактеризовать виды, формы и методы ее реализации, описать административно-управленческие решения в отношении существующих воскресных церковно-приходских школ РПЦ и соотнести их с существующими нормами Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Методология. Исследование проводилось на основе анализа документов, регламентирующих образовательную деятельность РПЦ, и их соответствия федеральному законодательству РФ в отношении организации и ведения образовательной деятельности. Соотнесение имеющегося опыта реализации образовательной деятельности РПЦ с определениями формального, неформального, информального и дополнительного образования обусловило необходимость введения понятия «внеиституциональное образование». Внеинституциональное образование РПЦ охарактеризовано как существующее явление, приведены его признаки. В заключении делается вывод о том, что реализация внеиституциональных форм образования свидетельствует о непрофессиональном подходе к организации образовательной деятельности в приходских учреждениях РПЦ.
Ключевые слова: 
образовательная деятельность Русской Православной Церкви, воскресная церковно-приходская школа, неформальное образование, информальное образование, дополнительное образование, внеинституциональное образование, лицензирование образовательной деятельности
Библиографический список: 

1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – С. 132–135.
2. Куприянов Б. В., Салина Е А., Крылова Н. Г., Миновская О. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
3. Положение о деятельности воскресных школ на территории Российской Федерации. Версия от 25.12.2012 года [Электронный ресурс]. – URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-det... (дата обращения: 01.11.2020).
4. Положение о деятельности воскресных школ на территории Российской Федерации. Версия от 09.03.2017 года [Электронный ресурс]. – URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-det... (дата обращения: 01.11.2020).
5. Склярова Т. В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 годы: актуальность, проблемы и методы исследования // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума. – Таганрог: ТПУ, 2019. – С. 99–105.
6. Федеральный Закон «Об образовании в РФ», 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.11.2020).