УДК: 
376.1+37.013+37.018
Казакова Лариса Александровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, LIDA-MILA_25@RAMBLER.RU, Ульяновск

СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ: ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация: 
Целью настоящей статьи явилось изучение феномена инклюзивного образования и его разновидности, инклюзивного воспитания, в современных российских условиях. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности. Инклюзивное воспитание – это целенаправленная социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания, характеризующаяся вариативностью содержания за счёт использования ценностной и социокультурной парадигм воспитания или их сочетания; разнообразной наполняемости содержания инклюзивного воспитания в зависимости от возрастных, половых, индивидуально-личностных и групповых потребностей и запросов.
Ключевые слова: 
инклюзивное образование, инклюзивное воспитание, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, вариативный подход, средовый подход
Библиографический список: 

1. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
2. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: дисс. ... док-ра пед. наук. – М., 2000. – 353 с.
3. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С. 233–238.
4. Закон «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974. ( дата обращения: 31.03.2013).
5. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! – М.: Новая школа, 2000. – 160 с.
6. Лузина Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания /Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. научных статей. – Пермь, ПГПИ, 2001. – С. 18–32.
7. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. //Дефектология. – 2008. – №1 . – С. 71–78.
8. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2005. – 172с.
9. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003. – 306 с.
10. Ballard K. Researching disability and inclusive Education: Participation, construction and interpretation. //International Journal of Inclisive Education. 1997. – Vol. 1. - №3. – P. 243–256.
11. De Groot Kim S. Kevin: «I gotta Get to the Market»: The development of peer relationships in inclusive early childhood settings. //Early Childhood Educational Journal. – 2005. – Vol. 33. - №3. – P. 163–169.
12. Wilson B. A. Inclusion: Empirical guidelines and unanswered question. //Educational and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. – 1999. – Vol. 34. – P. 119–33.