Соснин Николай Викторович
Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой инженерной и компьютерной графики, Сибирский федеральный университет, sosnin_nik@pochta.ru, Красноярск
Кайгородова Дарья Владимировна
Старший преподаватель кафедры информационных технологий образования, Сибирский федеральный университет, bardasova@gmail.com, Красноярск
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
В статье обоснована необходимость реализации нового подхода к проектированию содержания учебного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Критикуется применение матрицы соответствия компетенций и дисциплин как не эффективный способ достижения заданных стандартом компетенций. В качестве альтернативы при разработке образовательных программ предлагается исходить не из традиционной дисциплинарной структуры процесса обучения, а основываться на принципах компетентностного подхода и концепции результатов обучения, а в качестве методологической основы формулирования результатов обучения применять таксономию образовательных задач Б. Блума. Раскрывается суть применения указанных принципов: распределение компетенций в кластеры по видам профессиональной деятельности, написание результатов обучения, определение этапов по освоению результатов обучения, выстраивание структурных единиц по этапам согласно логике вида профессиональной деятельности. Для правильного написания диагностичных результатов обучения на каждом этапе нужно использовать «Таксономию образовательных задач» Б. Блума.
Ключевые слова:
компетенция, компетентностный подход, концепция результатов обучения, компетентностная модель выпускника, структура содержания обучения
Библиографический список:
1. Андриенко Е.В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С.31–35.
2. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
3. Соснин Н. В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели // Высшее образование в России. – 2013. – №1. – C. 20–23.
4. Соснин Н. В., Кайгородова Д. В. Проектирование результатов обучения в структуре компетентностной модели ВПО // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3 (21). – С. 138–143.
5. Adam S. Using Learning Outcomes. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scotland.gov.uk/Resource/Doc/25725/0028779.pdf (дата обращения: 14.07.13)
6. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. – New York, McKay, 1956. – 264 p.
7. ECTS Users’ Guide 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vetmeduni.ac.at/ects/download/ECTSUsersGuide_finalversion6Feb... (дата обращения 14.07.13)