УДК: 
159.923+37.0
Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, bistrushkin@mail.ru, Анапа
Селиверстова Ирина Григорьевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, ig.seliverstova@mpgu.su, Анапа
Гениатулина Елена Владимировна
Кандидат технических наук, доцент кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, genilen@gmail.com, Анапа
Хлыстова Вероника Геннадьевна
Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, nika.hlystova@yandex.ru, Анапа
Грибцова Людмила Семеновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, gribcova-luda@mail.ru, Анапа
Тютерева Ирина Анатольевна
старший преподаватель кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, tjutereva@yandex.ru, Анапа

Особенности волевой саморегуляции обучающихся в условиях дистанционного обучения

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема особенностей волевой саморегуляции девушек, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования в условиях дистанционного обучения. Цель статьи – изучить психологические особенности волевой саморегуляции у обучающихся в условиях дистанционного обучения с применением информационных технологий. Методология. В работе использованы методы эмпирического исследования психологических особенностей волевой саморегуляции личности, статистические и сравнительные методы анализа. Изучение проблемы волевой саморегуляции личности позволяет решать задачи коррекции психофункциональной структуры личности, на основе которой обучающиеся выстраивают алгоритм предстоящей информационно-технической и учебной деятельности. В условиях дистанционного обучения волевая саморегуляция становится решающим условием успешного освоения знаний при решении учебных задач и совершенствования профессионального мастерства. Результаты проведенного исследования показывают, что большая часть обучающихся по специальностям среднего профессионального образования осознанно относятся к режиму дистанционного обучения, проявляют настойчивость, активную самостоятельную инициативу при освоении учебного материала. Низкий уровень волевой саморегуляции, самоконтроля, психологической активности и рефлексии обучающихся обусловливает снижение работоспособности, не обеспечивает устойчивости интереса к учебной деятельности, препятствует выполнению учебных задач, затрудняет возможность самостоятельно контролировать личные мотивы обучения, координировать свои действия в соответствии с изменяющимися условиями. Заключение. Выявлено, что обучающиеся в процессе адаптации к условиям дистанционного обучения в зависимости от индивидуальных, психофизиологических особенностей организма используют возможности изменения уровня волевой саморегуляции и психологической активности, что позволяет им, прежде всего, сохранить психическое состояние эмоционального комфорта, снизить уровень психоэмоционального напряжения и адекватно реагировать на новые условия обучения.
Ключевые слова: 
дистанционное обучение, волевая саморегуляция, психоэмоциональное состояние, учебная деятельность, личность
Библиографический список: 

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: БГУ, 1976. – 176 с.
2. Защиринская О. В., Красновский В. Н. Психические состояния и их роль в учебно-воспитательном процессе // Здоровье и образование: материалы XV региональной научно-практической конференции. – СПб., 2018. – С. 15–21.
3. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Опросник волевой самоконтроль (ВСК): характеристика методики // Совладающее поведение личности: психодиагностический практикум: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. – М., 2018. – Гл. 2.12. – С. 151–156.
4. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Арлашева Л. В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 19–28.
5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 5. – С. 45–57.
6. Киракосян М. Ж. Психологическая готовность к использованию информационных технологий в условиях обучения в вузе // Проблемы межрегиональных связей. – 2017. – № 12. – С. 41–44.
7. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.
8. Чайникова Г. Р. Анализ адаптации студентов, обучающихся по модели «перевернутый класс», к условиям дистанционного обучения // Открытое образование. – 2020. – Т. 24, № 5. – С. 63–71.
9. Шаяхметова А. И., Певнева А. И., Чернов А. В. Социально-психологические аспекты саморегуляции познавательных состояний в учебной деятельности // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической онлайн-конференции. – М., 2020. – С. 326–337.
10. Montrieux H, Vanderlinde R, Schellens T, De Marez L. Teaching and Learning with Mobile Technology: A Qualitative Explorative Study about the Introduction of Tablet Devices in Secondary Education // PLoS ONE. – 2015. – № 10 (12). –
P. 1–17.