УДК: 
377.5
Романченко Михаил Константинович
Кандидат технических наук, директор, Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки, rmk2010@mail.ru, Новосибирск

Модель поликомпонентной структуры формирования профессиональной творческой деятельности обучающегося..

Аннотация: 
В статье рассматривается опыт формирования основ профессиональной творческой деятельности обучающихся на примере подготовки специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Актуальность вопроса тесно связана с внедрением на отечественных предприятиях зарубежных производственных технологий. Рассматривается влияние опыта участия обучающихся в профессиональных конкурсах на формирование творческой личности. Предлагается ряд теоретических положений, позволяющих формировать творческую деятельность обучающихся с позиции компетентностного подхода. Анализ требований производства и образовательных стандартов позволил выделить в деятельности будущего выпускника такие компоненты, как технологическая, рационализаторская, модернизационная, организационно-управленческая деятельность. Анализируется потенциальная возможность оптимизации системы среднего профессионального образования. Цель статьи – теоретически обосновать модель поликомпонентной структуры формирования профессиональной творческой деятельности обучающегося в системе среднего профессионального обучения. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, направлено на решение практических проблем и целенаправленное решение вопросов организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях региона. В статье рассматривается вопрос организации работы колледжей в условиях своевременного, опережающего обновления и изменения учебных программ, гарантирующих подготовку специалиста, обладающего необходимым набором компетенций. Результаты заключаются в распространении опыта формирования основ профессиональной творческой деятельности обучающихся и организации образовательной деятельности профессиональных образовательных учреждений в рамках Сибирского региона, что способствует созданию ситуации успеха в системе среднего профессионального образования и позволяет обеспечить повышение эффективности образовательного процесса. В заключении отмечается важность формирования навыков профессиональной творческой деятельности у обучающихся как эффективного ресурса, влияющего на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы образовательных учреждений по формированию профессиональных навыков. Автор заостряет внимание на критериях, определяющих перспективные направления деятельности и усилий работодателей и образовательных учреждений в аспекте развития профессиональной творческой деятельности. Работа представляет собой анализ потенциальных возможностей, влияющих на повышение качества подготовки студентов среднего профессионального образования как приоритетной задачи современного общества.
Ключевые слова: 
модель формирования профессиональной творческой деятельности, поликомпонентная структура деятельности, профессиональная творческая деятельность, навыки, среднее профессиональное образование, изменения системы профессиональной подготовки
Библиографический список: 

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. – М.: Логос, 2011. – 288 с.
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 84 с.
4. Вульфсон И. И. Некоторые заметки об опыте изложения курса теории механических колебаний // Теория механизмов и машин. – 2005. – № 1. – С. 44–54.
5. Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 252–257.
6. Кинелёв В. Г. Объективная необходимость. История и перспективы реформирования высшего образования России. – М., 1995. – 296 с.
7. Никулин С. К., Полтавец Г. А., Полтавец Т. Г. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход). – М.: Изд-во МАИ, 2004. – 677 с.
8. Пальянов М. П., Певин М. А. и др. Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 4 (24). – С. 84–91.
9. Пахневская О. Г., Романченко М. К. Формирование ситуации успеха как метод повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. –
№ 1 (124). – С. 7–15.
10. Пахневская О. Г., Романченко М. К., Шалбаева Л. В. Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях, в соответствии с требованиями международных стандартов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 4 (32). – С. 187–197.
11. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 21–31.
12. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
13. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 464 с.
14. Berger S. L. College planning for gifted students. – Reston, VA: The Council for Exceptional children, 1990. – С. 3–11.
15. Davis C. A. Education of the Gifted and Talented. – New York: Irvingation Press, 1997. – 397 c.
16. Duse C. S., Duse D. M., Karkowska M., How important is mentoring in education? // Journal MATEC Web of conferences. – 2017. – 120 p.
17. Feldhusen J. F., Kennedy D. M. Preparing gifted youth for leadership roles in a rapidly changing society // Roeper Review. – 1988. – № 10. – P. 226–230.
18. Howe M. J. The psychology of high abilities. – New York: Basic Book, 1999. – 198 p.
19. Kondratyev V. V., Kazakova U. A., Kuznetsova M. N. Features of the System of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Higher Technical Schools in Modern // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2021. – Т. 1329. – Р. 24–35.
20.Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E. Metalinguistic awareness in technical communication // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2021. – Т. 1328. – Р. 232–240.