УДК: 
376.3+378
Одинокова Наталья Александровна
Доцент кафедры логопедии и детской речи, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, .odinokova2008@mail.ru, Новосибирск
Гаманович Виктория Эдуардовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, Институт инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, odinokova2008@mail.ru, Минск, Беларусь
Даливеля Ольга Вячеславовна
Кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии инклюзивного образования, Институт инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, dalivelya@mail.ru, Минск, Беларусь

Организация внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями в инклюзивной образовательной среде.

Аннотация: 
В статье представлен авторский взгляд на организацию внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями, основанный на гуманистическом подходе, ориентированном на личность обучающихся с особыми образовательными потребностями, учете их индивидуальных особенностей, способностей и интересов. Цель статьи – раскрыть сущность, эволюцию становления и значение в образовательном пространстве школы внеучебной деятельности, акцентируя внимание на особенности ее организации с детьми младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями. Методология. Методологическую основу составляют исследования отечественных и зарубежных авторов, опыт педагогов-практиков, свидетельствующий об актуальности теоретической и практической по реализации внеучебной деятельности с детьми с сенсорными нарушениями. Результаты исследования. Исходя из анализа нормативных документов, научных исследований, литературных источников и методических материалов было выявлено и обосновано понятие «внеучебная деятельность», освещены вопросы структуры, содержания, требований к условиям ее проведения на примере организации экскурсии с детьми со зрительной патологией. В заключение сделаны выводы об особенностях организации внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями. В дальнейшем предусматривается проведение практического диагностического исследования и анализ полученных результатов, которые позволят выявить эффективность и определить приоритеты внеучебной деятельности, организуемой с детьми младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями.
Ключевые слова: 
внеучебная деятельность, сенсорные нарушения, младший школьный возраст, экскурсия, особые образовательные потребности
Библиографический список: 

1. Выродова М. А. Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная» и «внешкольная» деятельности? [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/chem-otlichayutsya-vneurochnaya-vneuchebnaya-vneklas... (дата обращения: 18.02.2021).
2. Гончарова Е. Л. Как помочь ребенку с нарушениями зрения и слуха стать читателем: монография [Электронный ресурс] // Приложение к Альманаху Института коррекционной педагогики. – 2006. – № 10. – URL: http://almanah.ikprao.ru/10/pri01ogl.htm (дата обращения: 18.02.2021).
3. Иванайская Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 25 с.
4. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
5. Инструктивное методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» от 24 июня 2020 г. // Веснiк адукацыi. – 2020. – № 8. – С. 20–34.
6. Козлова Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: дис ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 165 с.
7. Кодекс об образовании Республики Беларусь: 13 янв. 2011 г. № 243-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 01.02.2011. № 13. 2/1795. – Минск: Амалфея, 2011. – 496 с.
8. Моргулис И. С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых: в 2 ч. – Киев: Редакционно-издательская группа при РДЗиП УТОС, 1991. – 208 с.
9. Одинокова Н. А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S8. – С. 59–65.
10. Осипова Л. Б., Минаева М. С. Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 497–499.
11. Солнцева Л. И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе // Дефектология. – 1990. – № 1. – С. 9–16.
12. Примерные программы курсов внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / сост. А. Н. Анисимова, Т. А. Иванова. – СПб.: АППО, 2015. – 237 с.
13. Финкель Н. В. Социально-психологические проблемы инвалидности // Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Просвещение, 1997. – С. 64–78.
14. Шмелькова Л. В., Бурункин Д. А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 5–11.
15. Rodbroe I, Janssen M. Kommunikation und angeborene Taubblindheit. Angeborene Taubblindheit und die Kernprinzipien der Intervention. – Edition Bentheim Wuerzburg, 2014.