УДК: 
377+37.0
Романченко Михаил Константинович
Кандидат технических наук, Директор, Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки, rmk2010@mail.ru, Новосибирск

Системное проектирование как фактор развития современного профессионального образования

Аннотация: 
В статье рассматриваются возможности формирования системного проектирования и организации учебной деятельности в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования. Предлагается обоснование системного подхода к проектировочной деятельности педагогического работника, а также процессуальная схема системного проектирования образовательного процесса в условиях современного изменения требований производства. Проведённые исследования позволяют сделать вывод о необходимости деления процесса проектирования на три стадии, отличающиеся приоритетными детерминирующими целями. Приводится структура системного проектирования учебно-методической деятельности в системе среднего профессионального образования. Цель статьи – проведение теоретических исследований, направленных на выявление и формирование психолого-педагогических оснований системного проектирования, являющихся необходимостью формирования у педагогических работников понимания сущности системной проектной учебно-методической деятельности, их особенностей, перспектив развития в условиях обновляющейся системы среднего профессионального образования. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и вопросов организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях региона. В статье рассматривается вопрос формирования теории системного проектирования и организации учебно-методической деятельности в условиях своевременного, опережающего обновления и изменения учебных программ, гарантирующих подготовку специалиста, обладающего необходимым набором компетенций. Результаты заключаются в определении значимости теоретических исследований: выявление связей учебной деятельности обучающихся с этапами учебно-методической деятельности педагогических работников; внедрение в образовательный процесс сформулированной системы принципов системного проектирования учебно-методической деятельности; формирование структуры системного проектирования; определение уровня готовности системы СПО к внедрению системного проектирования учебно-методической деятельности для достижения задач, направленных на повышение качества образования. Выявляются недостатки существующих теории и практики системного педагогического проектирования относительно разрабатываемой теории системного проектирования учебно-методической деятельности в системе среднего профессионального образования, устранение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса. В заключении отмечается востребованность системного проектирования как необходимого элемента деятельности педагогического работника, который в рамках данного проекта должен выступать в роли созидателя всего необходимого для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение прогнозируемого и предсказуемого результата. Работа представляет собой анализ потенциальных возможностей, влияющих на повышение качества подготовки студентов среднего профессионального образования как приоритетной задачи современного общества.
Ключевые слова: 
системный подход, системное проектирование, технология проектирования, образовательный процесс, профессиональное образование.
Библиографический список: 

1.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
2. Ахутин А. В. Поворотные времена. – СПб., 2005. – 743 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.
4. Баскин Ю. Г. Психолого-педагогическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: монография. – СПб., 2015. – 170 с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
6. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 6. – С. 44–50.
7. Взятыщев В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. – М., 2015. – 305 с.
8. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX – начале XX века (в 2 т.). Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ). – М.: Мариос, 2011. – Т. 2. – 672 с.
9. Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. – М.: Высш. школа, 1980. – 560 с.
10. Ефремов О. Ю. Психология человека: учебное пособие. – СПб.: ВАС, 2015. – 298 с.
11. Жуков В. А. Инженерная педагогика. Проблемы, опыт, предложения. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 197 с.
12. Жуков В. А. Опыт разработки общеинженерной дисциплины: методич. пособие. – Л.: Изд. ЛГУ, 1988. – 176 с.
13. Килпатрик В. Х. Основы метода. – М.; Л., 1928. – 115 с.
14. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
15. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 288 с.
16. Масюкова Н. А., Бабкина Т. А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности? // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 23–30.
17. Кинелёв В. Г. Объективная необходимость. История и перспективы реформирования высшего образования России. – М., 1995. – 296 с.
18. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. – М., 1970. – 245 с.
19. Никандров Н. Д., Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
20. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 2010. – 340 с.
21. Розин В. М. Становление и природа проектирования // Тренды и управление. – 2017. – № 1. – С. 61–74.
22. Романченко М. К., Романченко А. М. Трансформация среднего профессионального образования в условиях пандемии // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. – № 6 (135). – С. 39–45.
23. Романченко М. К. Профессиональное образование в России и за рубежом. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2019. – 85 с.
24.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 712 с.
25. Соколов А. В. Философия информации: учеб. пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2011. – 484 с.
26. Чечиль И. П. Метод проектов. – М., 2014. – 320 с.
27. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 464 с.
28. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
29. Berger S. L. College planning for gifted students. – Reston, VA: The Council for Exceptional children, 1990. – 154 p.
30. Delors J. et al. Learning the Treasure Within, Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century. – Paris, 1999.
31. Doering K. W. System Weiterbildung: Zur Professionalisierung des quartären Bildungssektors. – Weinheim: Beltz, 1987. – 257 p.
32. Dodd D. H., White R. M. Cognition: Mental structure and processes // Educational Technology Reserch and Development. – 1991. – Vol. 39, Iss. 4. – Р. 5–15.
33. Duse C. S. How important is mentoring in education? // 8th Int. Conf. on Manufacturing Science and Education: Materials Science and Engineering (MSE). – 2017. – P. 7–10.
34. Harre R., Clarke D., Ciaro N. De. Motives ahd mechanisms an introduction to the psychologi of action. – London; New York, 1985. – 161 p.
35. Kern H., Schumann M. Gefragt ist der mundige Arbeiter // Frankfurter Rundschau. – 1982. – Vol. 28, № 250. – P. 10–11.