УДК: 
378, 371
Степанова Инга Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, stepanova-inga@mail.ru, Красноярск
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Никитенко Юлия Александровна
Старший преподаватель кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, ya.nikitenkoy@yandex.ru, Красноярск

Вовлечение учителей в практико-ориентированную подготовку обучающихся педагогических направлений

Аннотация: 
Современная система общего образования требует практико-ориентированной направленности подготовки обучающегося педагогического вуза. Актуальным является вопрос о способах вовлечения учителей общеобразовательных организаций в процесс подготовки. Целью статьи является обоснование выявленных предпосылок вовлечения учителей общеобразовательных организаций в практико-ориентированную подготовку обучающихся педагогических направлений, а также раскрытие потенциальной возможности реализации задуманного. Методология. Основаниями выступают практико-ориентированный подход к реализации образовательных программ по направлению «Педагогическое образование», проблемный подход, предполагающий целенаправленную поисковую активность новых решений, исследования в действии. Применяемые методы: анализ специальной литературы, изучение опыта, опрос, педагогическое моделирование. Результаты. Обоснован способ структурирования содержания подготовки в задачном виде, позволяющий управлять процессом сознательного освоения обучающимися педагогической деятельности, конструктивно подходить к освоению профессиональных действий. Разнопланово показано, что реализация предлагаемого способа требует привлечения учителей. На основе данных опроса анализируется наличие потенциала заинтересованности учителей быть вовлеченными в подготовку обучающихся педагогических направлений и делаются выводы о существующих резервах мотивации. Высказывается предложение о создании профессионально-образовательных площадок как новых форм профессионально-образовательного сотрудничества преподавателей, учителей, обучающихся, приводится их модельно-смысловое описание.
Ключевые слова: 
практико-ориентированная подготовка, профессиональная деятельность, обучающийся педагогического направления, учитель общеобразовательной организации, преподаватель, учебно-профессиональная задача, профессионально-образовательная площадка
Библиографический список: 

1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе через актуализацию его профессионального потенциала // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 2. – С. 111–116.
2. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 378–385.
3. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Егоров И. В., Вачкова С. Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования // Вестник МГПУ. – 2013. – № 2 (24). – С. 32–43.
4. Грачева Е. Ю. Педагогическая интернатура в развитых странах мира. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/2_94004.doc.htm.
5. Дубинина В. Л. Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования (в системе «вуз – интернатура»): автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2010. – 43 с.
6. Забродин Ю. М. Учитель для новой школы: психолого-педагогическая подготовка // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2 (121). – С. 14–18.
7. Климов К. А., Мешкова Л. Л., Смир-нов В. В. и др. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования: монография. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. – 144 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
9. Костылев Д. С., Кутепова Л. И., Трутанова А. В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 190–192.
10. Кутепов М. М., Ваганова О. И., Соколов В. А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 205–208.
11. Лучкина Т. В. Особенности содействия профессиональному становлению начинающего учителя в Канаде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 6–45.
12. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – C. 105–126.
13. Марголис А. А., Рубцов В. В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – М.: Изд-во МГППУ, 2011. – C. 47–67.
14. Минюрова С. А., Леоненко Н. О. Педагогическая интернатура как инновационный проект вуза // Высшее образование в России. – 2015. – № 10. – С. 37–47.
15. Панов В. И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета, Серия 14. Психология. – 2016. – № 4. – С. 16–25.
16. Степанова И. Ю. Опережающее образование педагога: индивидуально-личностный аспект: монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2020. – 244 с.
17. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Конструирование содержания педагогического образования в вузе на основе профессиональных задач // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2 (40). – С. 110–114.
18. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. – 368 с.
19. Степанова И. Ю., Пилипчевская Н. В. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе: педагогическая интернатура – погружение студентов в профессиональную деятельность: монография / под общ. ред. В. А. Адольфа. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. – 224 с.
20. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. International Society for Technology in Education. – Eugene, Oregon, Washington, 2014. – 169 p.
21. Eby L., Rhodes J., Allen T. Definition and Evolution of Mentoring // The Blackwell Handbook of Mentoring. – Oxford: Blackwell, 2007. – P. 7–20.